Гавриил Романович Державин
(1743–1816).
Биографии русских образцовых писателей с портретами
Пособие для шк. Вып. 1-2
М. Бубликов и Н. Гольденберг.
Вильна: Просветитель, 1913
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Державин.
Гавриил Романович Державин родился недалеко от Казани в 1743 г., в бедной дворянской семье. Предок его был татарский мурза Багрим, перешедший в русскую службу еще при великом князе Василии Темном. Отец Державина, бедный армейский офицер, вскоре после рождения сына был переведен из Казани на службу в Оренбурге, где и умер, когда Гавриил Романович был еще ребенком.
Читать и писать мальчик научился от “церковников”, типы которых обрисованы Фонвизиным в комедии “Недоросль” в лице Кутейкина и Цыфиркина. Так как отец часто отлучался из дому по служебным делам, то мальчик всецело находился под влиянием матери, которая старалась пристрастить сына к чтению книге духовных, поощряя его к этому награждением игрушками, конфетами.
Когда мальчику минуло семь лет, он поступил в пансион немца Розе, круглого невежды, который не знал даже грамматических правил и заставлял детей выучивать наизусть немецкие слова и списывать их в тетрадь. Несмотря на это, Державин научился у Розе читать, писать и говорить по-немецки. По смерти мужа, мать Державина переселилась в Казань и, после больших хлопот, поместила сына в гимназию.
Учение в гимназии тоже шло неудовлетворительно: “Нас обучали, рассказывает Державин в своих “Записках”, вере без катехизиса, языкам без грамматики, числам и измерениям без доказательств, музыке без нот, а книг, кроме духовных, почти никаких не давали”.
В 1762 г. Державин отправился в Петербург и поступил на службу рядовым в Преображенский полк, куда записан был еще ребенком. По бедности своей жил он в общей казарме, где не имел возможности заниматься науками. Однако по ночам он читал книги, какие ему удавалось доставать, немецкие и русские, и писал стихи, не зная правил стихосложения. Особенно зачитывался Державин одами Ломоносова, которые и служили ему первыми образцами стихотворной речи. Через 10 лет он был произведен в офицеры и участвовал в усмирении Пугачёвского бунта. В 1777 г. Державин оставил военную службу и перешел в гражданскую — в Сенат.
Известность Державина, как поэта, начинается с 1782 г., когда появилась в печати его ода “Фелица”, в которой, под видом татарской царевны, изображается императрица Екатерина II. В этом произведении Державин проявил новое направление лирики: он упростил и оживил торжественную оду и соединил оду с сатирой. “Фелица” обратила на себя внимание императрицы, которая щедро наградила поэта.
Благодаря “Фелице” Державин быстро пошел вперед по службе: был губернатором Олонецким, Тамбовским, сенатором, а в царствование императора Александра I — министром юстиции.
В 1803 г. Державин вышел в отставку, поселился в своем имении Званке, в Новгородской губернии, и там скончался на 73-м году жизни (в 1816 г.).
За три дня до кончины им начато было стихотворение “На тленность”, первая строфа которого была набросана на аспидной доске:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Эта аспидная доска и поныне хранится в Императорской Публичной Библиотеке, в Петербурге.
В Казани, на месте родины поэта, ему поставлен памятник.
* * *
Державин обладал высоким даром поэтического творчества, создавал яркие образы и картины и писал звучными стихами. Его, по справедливости, называли “певцом Екатерины”, так как в своих одах он прославлял императрицу, ее вельмож, их громкие победы, пышный двор, празднества (“Фелица”, “Видение мурзы”). В некоторых одах поэт с большой силой и воодушевлением говорит о высоких предметах.
Так, в оде “Бог”, переведенной на многие европейские языки, проводится та мысль, что в человеке вложена искра божественного разума, и потому он имеет потребность верить и любить своего Создателя. В одах “На смерть кн. Мещерского” и “Водопад” указывается на тленность земного величия, ибо самая блестящая жизнь сменяется смертью.
Не мнит лишь смертный умирать
И быть себя он вечным чает:
Приходить смерть к нему, как тать,
И жизнь внезапу похищает…
И бледна смерть на всех глядит,
Глядит на всех: и на царей,
Кому в державу тесны миры;
Глядит на пышных богачей,
Что в злате и сребре кумиры;
Глядит на прелесть и красы;
Глядит на разум возвышенный,
Глядит на силы дерзновенны
И точит лезвее косы.
Державин сделал первый шаг к упрощению нашей поэзии: высокий слог у него чередуется с простым, наряду с церковно-славянскими выражениями у него встречаются иногда выражения народные. Он допускал легкую шутку, сатиру, бичуя в своих одах и баснях пороки придворных вельмож, их лень, склонность к роскоши. Сам Державин ставил это себе в заслугу, говоря в своем “Памятнике”, что он первый “дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить”.
Державин был лириком по-преимуществу, так как его произведения полны глубокого лирического воодушевления и неподдельного восторга. Проникнутая глубоким сочувствием ко всему благородному и высокому, лирика Державина, по словам Грота, “пробуждает в читателе возвышенные чувства и ставит перед ним идеалы в живых примерах отечественных героев, напоминая в ярких образах святые истины, вечные законы добра и чести”.