Николай Васильевич Гоголь
(1809-1852).
Биографии русских образцовых писателей с портретами
Пособие для шк. Вып. 1-2
М. Бубликов и Н. Гольденберг.
Вильна: Просветитель, 1913
Творец “Ревизора”, певец “Вечеров” —
Степей подднепровских и Сечи…
Ты славное имя в бессмертья скрижаль
Вписавший чертами созданья,
В котором улыбка скрывает печаль
И смех заглушает рыданья.
Гербель.
Русскую жизнь захватил Гоголь с самого корня, русский характер изучил до самой глубины его, русским недостаткам приклеил навеки ярлыки, яркие до поразительности. Кто из нас при именах Хлестакова, Ноздрева, Плюшкина, Собакевича не рисует себе совершенно ясных, живых образов?
Кирпичников.
“И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы”…
Гоголь.
Николай Васильевич Гоголь родился в дер. Васильевке, Полтавской губернии, Миргородского уезда, в поместье отца. От своего деда, бывшего полкового писаря в запорожском казацком войске, мальчик наслушался немало рассказов и преданий о казачестве. “Дед мой, писал впоследствии Гоголь, умел чудно рассказывать. Бывало поведет речь, — целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал. Иной раз страх, бывало, такой заберет от его рассказов, что с вечера все показывается Бог знает каким чудищем”.
Мать Гоголя была женщина очень набожная, кроткая, слабая и любила сына до баловства. Отец его был человек умный, начитанный и весьма гостеприимный; он много выписывал книг, журналов, страстно любил театр и даже сам писал легкие комедии. Недалеко от Васильевки жил родственник Гоголя, богатый помещик Трощинский, в доме которого была театральная сцена. Здесь вместе с другими пьесами разыгрывались и комедии отца Гоголя. Эти представления очень нравились маленькому Гоголю и развили в нем страсть к театру.
До 12 лет мальчик воспитывался дома, а затем поступил в Нежинский лицей. Учился он в лицее не особенно успешно, но много читал, познакомился с произведениями русских поэтов и особенно полюбил Жуковского и Пушкина. У Гоголя явилось желание подражать любимым писателям, и он вместе с товарищами стал издавать рукописный журнал “Звезда”. Целые ночи просиживал он, разрисовывая заглавный лист книжки журнала. В лицее Гоголь вместе с товарищами разыгрывал пьесы и был лучшим актером. Многие нежинцы, охотно посещавшие этот театр, уверяли, что Гоголь превосходно играл роль Простаковой из комедии “Недоросль”.
В 1828 г. Гоголь, кончив курс, отправился в Петербург с жаждою деятельности и мечтами о служении на пользу России и счастье граждан. Но целых два года он оставался без дела и сильно бедствовал. Пробовал он поступить в актеры, но его не приняли; написал он повесть в стихах из немецкой жизни, совершенно ему незнакомой, но так неудачно, что потом сам скупил все экземпляры книги и сжег их. Наконец ему удалось получить место канцелярского чиновника в департаменте уделов с небольшим жалованьем, но служба оказалась ему не по душе, и он скоро вышел в отставку. Служба, однако, дала ему возможность ознакомиться с жизнью мелкого петербургского чиновничества, которую он впоследствии описал в некоторых своих повестях (“Шинель”, “Нос”, “Коляска”).
Мучимый тоской по родной Украйне, Гоголь обращается к детским воспоминаниям и в 1831 г. начинает печатать рассказы “Вечера на хуторе близ Диканьки”, в которых талантливо изобразил малороссийскую природу, картины из жизни казаков, их нравы, обычаи, развлечения. “Вечера” были встречены с восторгом; Пушкин первый оценил талант молодого писателя, лично познакомился с ним и поощрял его к дальнейшим трудам.
Благодаря Пушкину и Жуковскому, Гоголь получил место учителя, а вскоре был назначен профессором истории в Петербургском университете. Но через год Гоголь оставил службу в университете и предался всецело литературной деятельности. Одно за другим стали появляться в свет новые произведения Гоголя: “Старосветские помещики”, “Тарас Бульба”, “Вий”, “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего” и др. Все эти произведения вошли в состав двух сборников, изданных под названиями: “Арабески” и “Миргород”, и упрочили славу писателя.
В 1836 году Гоголь окончил свою знаменитую комедию “Ревизор”, сюжет которой был дан ему Пушкиным. После усиленных хлопот комедия, по Высочайшему повелению, была поставлена 22 апреля 1836 г. на сцене Александринского театра в Петербурге, в присутствии государя Николая Павловича. Успех был огромный, но в то же время осуждали писателя за то, что он в своей комедии будто бы намеренно глумится над Россией и чиновными лицами. Гоголь был ошеломлен и подавлен таким мнением — он говорил: “Господи Боже! Ну если бы один, два ругали, ну и Бог с ними, а то все, все!”…
Глубоко оскорбленный таким непониманием его “Ревизора”, Гоголь решил уехать за границу, чтобы там отдохнуть от пережитых волнений. За границей он пробыл 12лет, скитался по разным местам, но больше жил в Риме, который понравился ему своей чудной природой и великолепными памятниками искусства. Здесь он написал свое величайшее произведение — поэму “Мертвые души”, сюжет которой также дан был ему Пушкиным.
Безвременная кончина Пушкина произвела на Гоголя потрясающее впечатление. Вот что писал он из заграницы одному своему другу (Плетневу) по поводу известия о смерти Пушкина: “Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его пред собою. Что скажет он, что заметит, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое — вот что меня только занимало и одушевляло мои силы”…
После выхода в свет 1-го тома “Мертвых душ”, имевших громаднейший успех, в Гоголе произошла перемена. Им овладевает душевный недуг, он начинает смотреть на свою писательскую деятельность как на что-то вредное, признает себя грешником и ищет утешения в непосильно строгих постах и покаянных молитвах. Чтобы найти душевное успокоение, Гоголь в 1848 г. совершил путешествие в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. Из Святой Земли он возвратился в Россию и живет то в Петербурге, то в Москве. Тяжелый недуг его все более усиливается и однажды, под влиянием сильного нервного припадка, Гоголь в присутствии своего плачущего лакея сам сжег рукопись 2-го тома “Мертвых душ”, который издан был уже потом, после смерти автора, в 1855 г. по случайно уцелевшим отрывкам и наброскам.
Скончался Гоголь в 1852 году в Москве сорока трех лет от роду, и погребен в Даниловом монастыре. На могильном памятнике вырезаны слова пророка Иеремии: “Горьким словом моим посмеюся”.
В 1909 г. Гоголю в Москве поставлен памятник.
* * *
Гоголь, как и Пушкин, один из величайших русских писателей. В своих повестях, комедиях и поэме он изображает яркими красками обыденную русскую жизнь: пред читателем проходит бесконечный ряд лиц — помещики, чиновники, купцы, офицеры, крестьяне, прислуга, мастеровые, — картины городов, городков, деревень, дорог и пр.
Его родная Украйна нашла в нем искусного певца: точно в зеркале отразились в его сочинениях чудная малороссийская природа, широкий Днепр, раздольные степи, благоуханная звездная ночь, соловьиные трели, песни кобзаря, удаль прежнего казачества и картины мирной жизни современных автору малороссов: их песни, хороводы, наряды, занятия, семейные отношения, различные стороны характера и пр.
Везде и во всем Гоголь умеет подмечать и выставлять на показ дурные стороны нашей жизни, людские пороки и пошлости. Сквозь постоянный смех, с которым автор рассказывает о своих героях, слышатся всюду слезы и скорбь над нашими несовершенствами. Смех Гоголя не злой и не веселый, а грустный: он смеялся, по его собственному выражению, “сквозь невидимые миру слезы”. Гоголь горячо любил свою родину и желал видеть ее счастливой, и если выставлял ее недостатки, то только потому, что указанием на них хотел исправить людей, сделать их лучшими.
Значение Гоголя в русской литературе весьма велико: он положил начало реальному изображению обыденной будничной русской жизни в том виде, как она есть в действительности, утвердил в литературе так называемый натурализм. Все последующие крупнейшие русские писатели (Тургенев, Гончаров, Достоевский, Островский, Толстой и др.) считали себя учениками и последователями не только Пушкина, но и Гоголя.
В художественном отношении произведения Гоголя стоят очень высоко. Оценивая Гоголя, как художника, Пушкин говорить, что “еще ни у одного писателя не было дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула крупно в глаза всем”.