Даниил Лукич Мордовцев.
Даниил Лукич Мордовцев.
Замечательные исторические женщины на Руси:
Исторические женщины 2-й половины 18-го столетия
Предисловие
Историческая русская женщина второй половины восемнадцатого века едва ли не более чем либо другая отражает в себе наиболее существенные стороны всей нашей исторической — государственной и общественной — жизни: выступавшие на историческую и общественную арену, в это именно полустолетие, женщины, их нравственная физиономия, их деятельность, их стремления и задушевные симпатии, их, наконец, личные добродетели и пороки ярко и отчетливо, как гулкое эхо, выражают все то, чем жила, крепла, прославлялась, скорбела и болела русская земля за это же полустолетие.
Действительно, почти каждая женщина, так или иначе выдвигавшаяся из ряда личностей, не замечаемых и не сохраняемых историею, является таким, хорошо отполированным, историческим рефрактором, в котором можно видеть, если не всю современную ей эпоху, то, по малой мере, самые характеристические ее стороны, потребности, стремления.
В императрице Елизавете Петровне, стоящей на рубеже двух половин восемнадцатого столетия, мы видим как бы отражение и ее великого родителя, показывающего русской земле на запад и на добрые плоды его цивилизации. и тех осторожных русских людей, которые казались смешными, защищая свои бороды и свои боярские охабни, но которые когда увлечение западом несколько поулеглось, показали, что. не отвергая пользы и необходимости западной цивилизации, нельзя в то же время не дорожить и русскою бородою, как выражением отчасти русского национального облика, и русским зипуном, как историческим одеянием русского народа и русскою речью, и русскою песней, как неотъемлемым историческим достоянием того же народа.
К этому то народу и обращено было отчасти лицо Елизаветы Петровны, как обратилось тогда к русскому народу лицо всей почти русской интеллигенции, начиная от Ломоносова и Сумарокова и кончая их ученицами и дочерьми.
В этих ученицах и дочерях Ломоносова и Сумарокова, в Княжниной и Ржевской, мы видим уже разумную оценку русской речи и сознание права на литературное существование этой речи.
Едва ли не ученицею и последовательницею Елизаветы Петровны, равно как ученицею и последовательницею Ломоносова и Сумарокова, по отношению к удовлетворению требований русского национального чувства, является и массивная личность Екатерины II: она только гениально продолжает то, что начали раньте ее; при ней русская литературная речь приобретает вес и почет в обществе, как русское имя приобретает вес и почет в Европе в лице княгини Дашковой.
Рядом с Екатериной и идет эта именно Дашкова, русская женщина, с честью носившая мундир президента академии наук.
За ними следуют женщины писательницы: это было требование века, требование двора, требование общества.
Несчастная «Салтычиха» выражает собою ту болезненную сторону русской жизни, которой излечение совершилось только в XIX столетие и в которой ни Салтычиха, ни подобная же ей г-жа фон-Эттингер так же не повинна как не повинна княжна Тараканова в том, за что он должна была кончить жизнь в монастырском уединении.
Другая княжна Тараканова, самозванка — это отчасти отражение польской интриги, вызванной падением этой исторически не удавшейся державы.
В Глафире Ржевской и Екатерине Нелидовой, заканчивающих собою восемнадцатый век, мы видим уже новое явление, переходящее и в девятнадцатый век, — это появление на Руси, в разных видах и с бесконечно разнообразною нравственною физиономиею, исторического типа институтки, смолянки, монастырки, которые имеют свою, полную содержания, историю.
Насколько удалось нам в настоящих биографических очерках по возможности выяснить хотя часть того, что выразила собою русская женщина второй половины восемнадцатого столетия, предоставляем судить любознательному и снисходительному читателю.
Замечательные исторические женщины на Руси. От княгини Ольги до наших времен. Сочинение Д.Л. Мордовцева. Издание 4-е исправленное и дополненное. Исторические женщины второй половины 18-го столетия. СПб. 1874.
- 1. Императрица Елизавета Петровна. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 10. Салтычиха. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 11. Княжна Анна Алексеевна Тараканова, в монахинях Досифея. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 12. Княжна Тараканова-самозванка. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 13. Баронесса Анна-Христина Корф. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 14. Глафира Ивановна Ржевская, урожденная Алымова. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 15. Екатерина Ивановна Нелидова. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 2. Наталья Федоровна Лопухина. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 3. Екатерина Александровна Княжнина. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 4. Александра Федоровна Ржевская. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 5. Императрица Екатерина II. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 6. Мария Саввишна Перенусихина. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 7. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 8. Вельяшева-Волынцева, Зубова, Храповицкая и Хераскова. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- 9. Меншикова, г-жа Макарова, девица Орлова, княгиня Голицына, княжны Волконские. Замечательные исторические женщины на Руси. Мордовцев Д.Л.
- Н. И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей Царь Федор Алексеевич Два царствования первых государей Романова дома были периодом господства приказного люда, расширения письмоводства, бессилия закона, пустосвятства, повсеместного обдирательства работящего народа, всеобщего обмана, побегов, разбоев и бунтов. Самодержавная власть была на самом деле малосамодержавная: все исходило от бояр и дьяков, ставших […]
- Бестужев-Рюмин Константин Николаевич Иоанн IV Васильевич Иоанн IV Васильевич — царь и великий князь всея Руси, прозванный Грозным, обыкновенно называется IV в ряду великих князей этого имени; как царь, иногда называется I. И. был сыном вел. кн. Василия Иоанновича от второй его супруги, Елены Васильевны Глинской; род. в 1530 г. авг. 25, сконч. в 1584 […]
- Дашкова, княгиня Екатерина Романовна — президент С.-Петербургской Академии Наук и Российской Академии Н. Чечулин. Русский биографический словарь А. А. Половцова, том 6 (1905) Дашкова, княгиня Екатерина Романовна — статс-дама, президент С.-Петербургской Академии Наук и Российской Академии, дочь графа Романа Илларионовича Воронцова и супруги его, графини Марфы Ивановны, урожденной Сурминой, род. 17 марта 1744 г. […]
- Казимир Валишевский Иван Грозный (1530-1584) ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. КРИЗИС Глава первая Интеллектуальная и политическая эволюция Конфликт идей и принципов. Опала Сильвестра и Адашева. Бегство Курбского. I. Конфликт идей и принципов После битвы при Монлери (1465 г.) епископ парижский, советники, духовенство явились к Людовику XI в Турнель и смиренно просили его предоставить управление делами государства доброму совету. […]
- Иван Андреевич Крылов (1768—1844). Биографии русских образцовых писателей с портретами Пособие для шк. Вып. 1-2 М. Бубликов и Н. Гольденберг. Вильна: Просветитель, 1913 Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, […]
