Главная » Российская наука, культура и искусство. Выдающиеся деятели. » Федор Михайлович Достоевский. Биографический очерк. Под редакцией Вс. С. Соловьева. 1900

📑 Федор Михайлович Достоевский. Биографический очерк. Под редакцией Вс. С. Соловьева. 1900

   

ФЕДОРЪ МИХАЙЛОВИЧЪ ДОСТОЕВСК╤Й.

Составилъ К. П. М.

Подъ редакц╕ей Вс. С. Соловьева.

Издан╕е учрежденной по Высочайшему повелѣн╕ю Постоянной Коммис╕и народныхъ чтен╕й.

Съ портретомъ.

С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типограф╕я Μ. Акинф╕ева и И. Леонтьева, Бассейная, 14.
1900.

 

Федор Михайлович Достоевский.

Биографический очерк
Под редакцией Вс. С. Соловьева

Фёдор Михайлович Достоевский

I.

 

Федор Михайлович Достоевский — один из самых своеобразных и сильных по таланту русских писателей. Кто внимательно прочтет два, три его произведения, тот уже не смешает его ни с кем другим.

Из житейских явлений Достоевский избирал преимущественно мрачные. Может быть это отчасти объясняется печальными, обстоятельствами его личной жизни. Судьба была по отношению к нему не родною матерью, а суровой ​мачехой​. Много пришлось ему испытать тяжелых потрясений и горьких неудач. Только в последние годы, не задолго до смерти, ему улыбнулся настоящий успех.

Но Достоевский сумел вынести из жестоких уроков судьбы плодотворное поучение. Самые страдания и невзгоды пошли ему на пользу. Конечно, это объясняется тем, что он был верующий христианин и в вере находил мощную нравственную поддержку.

Федор Михайлович родился в 1821 г., в Москве. Отец его служил ​врачом​ в больнице для бедных. Тут Федор Михайлович впервые встретился с бедняками и еще ребенком, невольно, наблюдал их жизнь. Семья ​Достоевских​ представляла собою образец настоящей русской семьи — набожной, трудолюбивой, честной.

В Москве Федор Михайлович пробыл недолго. Наступило время определить мальчика в учебное заведение и его отвезли в Петербург, в военное инженерное училище. Здесь тогда особенно хорошо преподавались науки и Достоевский, окончив курс на 21 году, мог считаться вполне образованным молодым человеком.

По выходе из училища, Федор Михайлович опять столкнулся в жизни с горемыками и обездоленными: его сожитель по квартире был, как и отец, врач для бедных. Теперь Достоевский мог еще ближе, еще внимательнее познакомиться с жизнью бедняков, тем более, что будущего писателя всегда тянуло к маленьким, забитым, безответным людям.

Писать Достоевский начал в юности, во время пребывания в училище. Первый его роман “Бедные люди”, который он решился отнести для просмотра и напечатания известному поэту ​Некрасову​, тогда еще только начинавшему свою литературную деятельность, имел успех. Все, казалось, предвещало молодому писателю блестящую будущность. Но обстоятельства сложились очень печально. Для Достоевского началась не блестящая, а наоборот, самая тяжелая полоса его жизни.

В числе знакомых Федора Михайловича был один, с которым он особенно часто виделся и у которого встречал многих, нравившихся ему людей. Достоевскому доставляло удовольствие бывать в кругу этих людей, он сочувствовал их мыслям и стремлениям. Говорили о том, как много на свете зла и как бы так устроить, чтобы всем хорошо жилось. Люди были все молодые, головы ​горячие​ — толковали толковали и Бог весть до чего ​дотолковались​. Начали с правды и добра, а кончилось тем, что составили злонамеренное общество против правительства. Разумеется властям об этом стало известно, всех участников арестовали, в том числе и Достоевского. Его судили и сослали в Сибирь, где он провел четыре года среди каторжников. Впоследствии, вспоминая о своей ссылке, он говорил: “справедливое дело была наша ссылка, нас бы осудил и народ”.

Эти слова имели в его устах глубокий смысл. Он действительно сознал свою неправоту и на постигшее его тяжелое наказание смотрел как на искупление, которое должно было возродить его к новой жизни. Перенесенные им страдания не только укрепили в нем пламенное сочувствие ко всем болеющим печалями и невзгодами “мира сего”, но и утвердили его в мысли, что человек в полной мере ответствен за каждый свой поступок и получает возмездие по своим делам. Воля человека свободна, от него зависит, направить ли ее на добро или на зло. Когда человек направляет волю на добро, он становится причастником царства Божия. Среди самых жестоких земных невзгод он сохраняет душевный мир и ничто не в силах угасить озаряющего его внутреннего света. Когда, наоборот, человек пользуется свободою воли для злых и противных Бона ей правде дел, он даже в земных наслаждениях не находит полной отрады. Постоянное стремление к новым и новым житейским благам отравляет его существование. Он не знает истинного​счастья​, потому что душа его темна и сердце безгласно. Нет для человека ни одной прочной радости, если он не примирен с Богом.

Ссылка укрепила и углубила в Достоевском христианское чувство. Все, что он писал после нее, сводилось к уяснению великой ценности страданий, очищающих грешного человека и приближающих его ко Христу.

По возвращении из Сибири Федор Михайлович вновь занялся литературой. Вместе со своим братом, Михаилом Михайловичем, он начал издавать журнал “Время”. Журнал пошел успешно, но просуществовал менее трех лет. Затем братья ​Достоевские​ принялись за издание другого журнала (“Эпоха”), который уже успеха не имел. Дела Федора Михайловича и особенно Михаила Михайловича сильно запутались. Вскоре Михаил Михайлович умер и брат взял на себя все его долги. Снова наступили черные дни в жизни Федора Михайловича. Он из сил выбивался, чтобы удовлетворить заимодавцев, но они были так суровы и нетерпеливы, что ему пришлось, спасаясь от их преследований, на время покинуть Россию и поселиться с женою заграницей. Заграницей он пробыл четыре года, работая до изнеможения и все таки постоянно нуждаясь. При этом нужно сказать, что Достоевский совсем не умел распоряжаться деньгами, также точно как и его первая жена (он был женат дважды). Наоборот, вторая его жена оказалась умелой и бережливой хозяйкой. Она мало по ​малу​привела дела семьи в порядок и Достоевский несколько оправился от угнетавшей его нужды. Обстоятельства стали улучшаться и в 1871 году он возвратился в Россию.

Не смотря на то, что здоровье Достоевского сильно пострадало от всех этих невзгод, и было в конец расшатано частыми припадками падучей болезни, которою он страдал с молодых лет, в последний период его жизни (с 1871 по 1881 г.) он работал особенно много. за это время он написал несколько больших романов и кроме того — целый ряд статей по разным интересовавшим его вопросам, под общим названием “Дневник писателя”. В “Дневнике писателя” Достоевский излагает свои взгляды на современное положение России и старается предугадать её дальнейшую судьбу; много говорит он об особенностях русского человека, отличающих его от прочих народов; указывает великое значение для русского народа исповедуемой им православной веры.

Из этих статей Достоевского видна его горячая любовь к православной России, которой он предрекала, славное будущее, если она будет следовать заветам Христа.

Надорванные силы писателя между тем быстро слабели. Он ​уже​ не мог бороться с болезнью и 28 января 1881 года скончался.

Один из знакомых Достоевского, описавший его жизнь, рассказывает трогательные подробности о последних днях его.

В тяжелые минуты Федор Михайлович имел обыкновение раскрывать Евангелие и прочитывать именно ту страницу, на которой оно раскрылось. И все ему тогда становилось ясно, скорбь утихала, в сердце рождалась надежда.

Чувствуя приближение смерти, совершенно обессиленный болезнью, Федор Михайлович попросил жену раскрыть Евангелие и прочитать раскрывшуюся главу. Открылась Матвея глава III, стихи 14 и 15: “Иоанн же удерживал Его… Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”.

Эти слова произвели глубокое впечатление на больного. Он заключил отсюда, что его час настал, и что напрасны старания “удерживать” его к жизни.

— Ты слышишь,– сказал он жене,– не удерживай! Значит — я умру.

В первый же день болезни Федор Михайлович исповедался и причастился. На третий день он скончался.

Похороны Достоевского были необыкновенно торжественны. За его гробом двигались тысячи народа. Тут были поклонники знаменитого писателя, принадлежавшие к самым разнообразным кругам общества, начиная высокопоставленными лицами и кончая учащеюся молодежью. Более сотни венков было возложено на его могилу.

II.

 

На сколько велики достоинства художественного творчества Достоевского, на столько же поражают и его недостатки. Мало сказать, что Достоевский изображал в своих романах преимущественно людей несчастных, обойденных судьбою, униженных и оскорбленных. Он сплошь и к ряду изображал людей больных, поступки которых, очевидно, не вяжутся с здравым смыслом. И всякий раз, изображая несчастного, глубоко страдающего человека, Достоевский проникает в сокровеннейшие уголки его души, следит за малейшим движением его чувства и на десятках страниц рассказывает обо всем этом читателю. Впечатление порою получается прямо невыносимое. Вы невольно поддаетесь действию удручающего рассказа, вы мучаетесь и страдаете вместе с больным героем Достоевского, но когда освободитесь из под обаяния горячего таланта автора,– у вас является сознание, что ведь все это — страшно преувеличено.

Спора нет, люди много и жестоко страдают. Однако, все-ли сознают свои страдания так ясно и мучаются ими так безмерно, как можно заключить из романов Достоевского? В том-то и дело, что далеко не все. Большинство не способно с полной отчетливостью разобраться в своем тяжелом положении и перечувствовать все его ужасы.

Мы иной раз говорим о человеке, которому приходится плохо: “На его месте впору повеситься!” А он, благодарение Богу, и не думает вешаться, продолжая жить и бороться на сколько достает уменья. Значит, страдания этого человека ему самому не так больны, как нам представляются со стороны. Испытания даются человеку по мере сил его.

В романах Достоевского видим иное. Там каждый “униженный и оскорбленный” до ужаса ясно сознает свое положение и мучается невообразимо. Очевидно, это явная погрешность против наблюдаемого в жизни, против действительности. Чем объяснить ее?

Объяснение может быть только одно: Достоевский, какого бы героя ни изображал, сам становится на его место, сам переживает за него все ужасы его положения, сам мучается и страдает. Возьмите любое действующее лицо любого романа Федора Михайловича — вы заметите одно и то же. Вы не станете отрицать, что люди могут именно так страдать и так мучиться, но вы признаете неправдоподобным, что так​мучились​ и страдали многие из слишком​ужь​ ничтожных, тупых и глупых героев Достоевского.

Эта особенность нашего писателя, являющаяся крупным недостатком в художественном отношении, с наибольшею наглядностью обнаруживается тогда, когда он изображает детей. У него иной восьмилетний малыш думает, чувствует и говорит так, как в пору только взрослому человеку, да еще прекрасно знающему людей и жизнь, да еще наделенному умом и чуткостью самого Федора Михайловича. Конечно, Федор Михайлович все это видит и разумеет, о чем заставляет говорить ребенка, но ​ужь​ ребенок-то никаким образом!

Вообще относительно изображения Достоевским людских страданий можно сказать, что он их точно сквозь увеличительное стекло рассматривает. Ведь увеличительное стекло показывает нам то, что есть в действительности, только в несравненно больших размерах. Какую нибудь божью коровку простым глазом еле заметишь, а в увеличительном стекле она кажется огромной.

Как-бы там не было, указанное свойство дарования Федора Михайловича не может не порождать в читателе некоторого недоумения. С одной стороны ​в романах​Достоевского множество глубоких и верных мыслей, множество истинно-драматических положений, душа человеческая раскрыта до сокровенных глубин,– с другой — внешняя обстановка какая-то странная и мало похожая на существующую в действительности, люди тоже странные, производящие нередко впечатление сумасшедших, вследствие чего и поступки этих людей представляются ни с чем не сообразными.

Романы Федора Михайловича изобилуют невероятно тяжелыми, мрачными и прямо ужасными подробностями. На его героев иногда в один день, даже в течении нескольких часов, обрушивается столько важных для их жизни событий и бед, сколько на другого и в продолжении всей жизни не обрушится. Это опять таки не искажение действительности, а сильное преувеличивание её. “Придет беда — отворяй ворота”, говорит пословица. Беда редко одна приходит, всегда за собою ​другие​приводит, и в данном отношении Достоевский прав. Но крайне редко, в виде исключения, обычно наблюдаемые в жизни беды сваливаются на человека в таком невероятном количестве, так невероятно​истерзывают​ его и так невероятно придавливают, как в романах Достоевского.

Все это необходимо помнить, знакомясь с произведениями Федора Михайловича. Иначе они могут произвести самое неопределенное впечатление. Для тех же, кто читает их со вниманием и разумением, все преувеличенное и как-бы искаженное против действительности ни мало не соблазнительно. Следует только помнить, что за своих героев очень часто думает, чувствует и говорит Федор Михайлович,– и тогда все будет ясно.

Надо сказать теперь два слова о форме произведений Достоевского. Она крайне несовершенна. Федор Михайлович не заботится о красоте и разнообразии языка. Все его герои разговаривают на один лад, а не каждый по своему, как бывает в жизни. Это опять же потому, что устами героев везде и неизменно говорит сам романист.

Очевидно Федор Михайлович не был-бы мало мальски выдающимся писателем,​если-бы​ недостатки, которые мы сейчас показали, не совмещались у него с чрезвычайно крупными достоинствами и​если-бы​ на всем созданным им не лежала печать поразительного, увлекающего за собою дарования.

Да, Федор Михайлович впадал в значительные преувеличивания, изображая униженных и оскорбленных, больных и близких к умопомешательству людей, но​вряд​ ли кто чувствовал человеческое страдание глубже и понимал его вернее.

Общий смысл художественной деятельности Достоевского можно выразить следующим образом: Люди много и сильно страдают, все страдают — начиная теми, о которых мы говорим, что “повесились-бы на их месте”, и кончая теми, кого, по внешности, считаем вполне довольными и благополучными. В своих страданиях человек больше всего виноват сам. Ему дана свободная воля и он должен пользоваться ею, направляя ее на добро. Опускать руки перед житейскими невзгодами, как-бы мучительны и тяжелы они ни были,– преступно, грешно. Кто мужественно противостоит житейским невзгодам, тот в конце концов возрождается, ибо страдания очищают душу человека и способствуют его улучшению. Свое счастье и несчастье человек носит внутри себя. Если он чист душою, спокоен совестью, исполнен веры, — его ничто не устрашит и не смутит, он не дрогнет и перед самой смертью.

Следовательно, главною задачей человека должно быть нравственное совершенство. А так как пути нравственного совершенства указаны людям в учении Христа, то, следовательно, он должен быть искренним, честным христианином. Именно это и ничто другое необходимо как для личного блага каждого из нас, так π для блага всех людей.

Таков смысл всего написанного Достоевским. Теперь перейдем к отдельным произведениям Федора Михайловича и остановимся на первом, по времени, романе его — “Бедные люди”.

III.

 

В романе выведен мелкий чиновник, Макар Алексеевич ​Девушкин​, и бедная молодая швея, Варвара Алексеевна Доброселова. ​Девушкин​ полон глубокой, преданной любви к Варваре Алексеевне, но достаточно немного познакомиться с его характером, что-бы понять насколько такой человек не в силах составить счастье ни себе, ни другим. Этот чиновник — олицетворенная застенчивость и приниженность. Вследствие своего ничтожного положения и бедности, он чувствует себя маленьким, жалким, придавленным. Он любит, страдает, понимает страдания окружающих его людей, но не умеет постоять за себя, не умеет бороться с житейскими невзгодами.

Обращается, например, к нему Варвара Алексеевна с просьбой дать ей в долг несколько рублей. Конечно, Макар Алексеевич всею душою готов исполнить просьбу любимой девушки, но у него самого денег нет, надо занять. Заем не удается — и ​Девушкин​ в таком отчаянии, что, будучи самым воздержным и трезвым человеком, вдруг начинает пьянствовать.

Доброселова пробует одновременно и пристыдить, и приободрить своего малодушного друга. У нее тоже немного сил, но все-таки больше, чем у ​Девушкина​.

Вряд-ли увещания Варвары Алексеевны​подействовали​ бы, ​если-бы​ Макара Алексеевича не выручил счастливый случай. Начальник того учреждения, где служил ​Девушкин​, узнал о его тяжелой нужде и оказал ему помощь. Это несколько поправило дела Макара Алексеевича и доставило ему душевную отраду.

Между тем, к Вареньке ​присватался​жених, человек богатый, но грубый, своевольный и жестокий. Доброселова его не любит, ей страшно идти за него за-муж. Но что предпринять? У кого искать поддержки? ​Ужь​ конечно не у слабого, детски беспомощного ​Девушкина​. Своей силы тоже нет. Варенька решается соединить свою судьбу с судьбою нелюбимого человека. Такое замужество представляется ей горькою мукою, а другого исхода ей нет. Даже за несколько дней до свадьбы Вареньки, Макар Алексеевич, продолжая ее любить, остается таким же бездеятельным, приниженным, жалким человеком, каким мы его видели в начале романа. Не может он завоевать счастья ни для себя, ни для любимой девушки!

В этих страданиях Макара Алексеевича, в его беспомощности и обездоленности, в его неспособности бороться,– и заключается сущность романа “​Бедные люди​”. Разумеется, нельзя не чувствовать сожаления к ​Девушкину​, и Вареньке, но нельзя и не сознавать, что подобные люди очень много сами виноваты в своей судьбе. По истине бедные они люди, не потому одному бедные, что живут в скромных условиях и нуждаются, а потому, главным образом, что не воспитали в себе сильной воли. Жизнь их гнетет, а они только и знают, что клонят голову под этим гнетом, как рабы, отказавшиеся, в своей тупости, от прав человеческих!

Вслед за романом “Бедные люди”, написанным Федором Михайловичем до ссылки в Сибирь, необходимо указать на “Записки из Мертвого дома”. В этих “Записках” Достоевский изображает жизнь каторжников, знакомую ему по собственному опыту. Перед нами проходит длинный ряд разнообразных лиц, и страшных закоренелых преступников, и просто несчастных людей, попавших на каторгу вследствие своей преступной слабости и бесхарактерности. Мы видим, далее, нераскаянных злодеев, готовых хоть сейчас приняться за прежнее, и на ряду с ними преступников раскаявшихся, сознавших свою тяжелую вину перед Богом и людьми, и несущих наказание с покорностью и смирением. “Записки из мертвого дома” — одно из лучших произведений Федора Михайловича. Они пользуются большою известностью не только у нас, но и заграницей, где переведены на некоторые европейские языки.

IV.

 

Мы уже говорили, что многие герои Достоевского — люди в умственном отношении нездоровые. Их нельзя назвать вполне сумасшедшими, но человек, у которого рассудок здоров, не может думать и действовать так, как думают и действуют они. При всех неудобствах, изображение таких людей в романах очень полезно. Ведь они нередко встречаются нам в жизни, живут бок-о-бок с нами и мы должны их знать, должны понимать, что творится в их больных душах.

Достоевский вполне раскрывает перед нами больные души этих полупомешанных людей. Никто не знал их лучше его и никто лучше не изображал.

Самым замечательным в этом отношении произведением Достоевского является роман “Преступление и наказание”.

Главное действующее лицо в романе студент Родион Романович Раскольников, человек от природы одаренный, но чрезвычайно самолюбивый и в то же время недеятельный. Его заедает крайняя нужда. Денег нет, достать их неоткуда. Мать и сестра ​Раскольникова​, ​живущие​ в провинции, также не имеют никаких средств и не в состоянии оказать молодому человеку существенной поддержки. Мало того — их бедность и обездоленность навлекают на них ​всякие​ невзгоды и​тяжкие​ оскорбления. Раскольников жестоко мучается от сознания собственной нищеты и униженности матери и сестры. Но он не принадлежит к числу людей, которые в затруднительном положении собирают всю силу мужества и помнят Бога, помнят что только прямым путем можно выйти из затруднений. У​Раскольникова​, в тяжелых обстоятельствах руки опускаются, здоровая энергия исчезает.

Он страдает, места себе не находит, а за работу не берется, да и отыскивать, как следует, работу не умеет. В сущности Раскольников болен, болен и телесно, и душевно. Одна болезнь как-бы усиливает и пополняет другую. Чудовищные думы гнездятся в голове несчастного и мало по ​малу​ берут над ним власть. Все эти думы сосредоточиваются на одном — на знакомой ​Раскольникову​ старухе –​закладчице​ и на её капиталах. Ему случалось брать у нее деньги под залог вещей. Ну что такое эта старуха!– рассуждал больной, измученный, потерявший всякую власть над собою Раскольников.– Приносит ли она кому-нибудь пользу? Нет, приносит только зло. Единственно близкое ей существо, кровная родственница, которая с нею живет, и та не видит от злой старухи ничего, кроме брани да побоев. Давая деньги под залог вещей, старуха берет огромные проценты, обирает людей, а куда ей деньги? Хоть бы она ими пользовалась, а то ведь и этого нет. Просто копит рубль за рублем. Настоящая собака на сене: сама не ест и другим не дает.

Размышляя таким образом, Раскольников незаметно пришел к нелепому убеждению, что жизнь старухи — ​закладчицы​ ничего не стоит, что лишить ее жизни — все равно, как паука раздавить. О деньгах старухи он то же не мало думал. Ему казалось, что эти деньги принесли бы большую пользу, если бы попали в его руки, ибо не только себя и свою семью устроил бы на них Раскольников, но и другим оказал бы щедрую помощь.

Под влиянием таких соображений (не забывайте, что человек этот болен и что болезнь его усиливается день ото дня) Раскольников пришел наконец к страшной мысли: а что, если убить старуху? Будет ли это преступно? Правда, закон строго наказывает за убийство, но ведь тут совсем иное дело. Кого он убьет? Злую, алчную ​закладчицу​, которая хуже всякого паука! Никому её жизнь не нужна и не дорога. Наоборот, те люди, которые имеют с нею дело, вздохнут свободнее.

Так думал Раскольников и ему представлялось, что все он рассудил очень здраво, и что остается только набраться смелости да выбрать удобное время, потому что старуха — ​закладчица​жила не одна, а с родственницей, а эту родственницу Раскольников ни коим образом не хотел убивать. Даже и подумать о чем нибудь подобном он не мог. Все его мысли были сосредоточены на злой, жадной, никому не нужной старушонке.

Случайно Роскольникову удалось узнать, что в такой-то день, от такого-то до такого-то часа, родственница​закладчицы​ уйдет по делу и, стало быть, старуха дома будет одна. В этот час Раскольников и решил покончить с нею.

Но, удивительное дело: как тщательно ни обдумал Раскольников свой злодейский замысел, а шел он выполнять его как во сне. Болезнь и угнетенное душевное состояние окончательно овладели несчастным. Добравшись до квартиры старухи Раскольников позвонил. Старуха с опаскою впустила его. Он подал ей сверток, обмотанный веревкою и сказал, что это заклад. Старуха начала распутывать веревку, которую Раскольников нарочно завязал ​по мудренее​, чтобы оставалось время выбрать удобную минуту.

Когда такая минута настала, Раскольников изо всей силы ударил старуху заранее припасенным топором. Она упала за мертво. Преступник бросился к её сундукам, начал разыскивать деньги. Вдруг дверь в комнату отворилась и на пороге её Раскольников с невообразимым ужасом увидел родственницу​закладчицы​. Тут только он вспомнил, что оставил входную дверь в квартиру открытою. Какая поразительная оплошность и в то же время какая обычная оплошность, ибо преступники, полагая, что все обдумали отлично и спрятали все концы, неминуемо, против воли, допускают какой нибудь промах, который их так головою и выдает. Преступления, подобные убийствам, почти никогда не остаются нераскрытыми. Очевидно, невинно пролитая кровь вопиет о мщении и Бог не ​попускает​ убийце остаться безнаказанным. Увидев входившую женщину, Раскольников бросился на нее и убил ее. Потом, захватив кое ​какие​случайно ​попавшиеся​ под руку вещи, он выбрался из квартиры, завернул в ближайший двор и там спрятал награбленное добро.

Так совершилось преступление, за которым не замедлило и наказание. Раскольников не только не воспользовался плодами своего злодеяния, как рассчитывал, но для него начались самые мучительные дни. Прежде всего, он стал бояться, чтобы не узнали, что он убийца. Ему представлялось, что уже многие догадываются, кто именно убил ​закладчицу​ и её родственницу. Начались и ​другие​ муки, которых Раскольников никак не предвидел и которые объяснялись не тем только, что он убил вместо одного человека — двух. Самый случай неожиданного для него убийства другого человека причинял ему жестокое страдание. Вот они, человеческие то расчеты. Раскольников был уверен, что, придя к старухе, застанет ее одну и одну ее убьет. Затем, не торопясь, обшарит сундуки и комоды, возьмет деньги и начнется для него новая, хорошая жизнь. Случилось совершенно другое! Во первых убить старуху оказалось отнюдь не так легко для души (о которой забыл Раскольников), как полагал преступник. Во вторых ему пришлось совершить другое убийство, которого он ни за что не хотел, в третьих его ​расчет​ на неспешное ограбление имущества ​закладчицы​ не оправдался: ему пришлось страшно спешить, и хватать не самое ценное, а что под руки попадалось, да и этим не удалось воспользоваться ​Раскольникову​. Хоть поздно, но понял он, что не старуху, а самого себя убил, и что конца не будет его страданиям.

Один проницательный судебный следователь ​дознал​, что убийство совершил никто иной, как Раскольников.​Если-бы​ преступник сам не пришел к нему с повинной, то он все равно его арестовал бы. Но Раскольников не был в состоянии перенести сжигавшей его душевной муки и добровольно сознался в преступлении. Его судили и сослали на каторгу.

V.

 

Таково главное содержание знаменитого романа Достоевского. Теперь проследим его мысль. Убив старуху и её родственницу, Раскольников совершил страшное преступление и в конце концов понял, что он действительно преступник, как там себя ни оправдывай.

Презирая человеческие законы, он забыл о законах Божеских. Он видел в​закладчице​ злого паука, но не видел в ней человека, которого властен судить только Бог. Людскому суду подлежат поступки людей, составляющие нарушение человеческого закона. Божьему суду подлежат все поступки, все помыслы, вся душа человека. Какое имел право Раскольников судить своим судом​закладчицу​? За свои грехи она должна была отвечать Богу, а не ​Раскольникову​. Все это понял, все это глубоко почувствовал несчастный когда минул угар болезни и душевного затмения.

Понял он, что должен понести наказание, что ему жить нельзя если он не искупит своей вины долгими годами страдания. Конечно страшно идти ​Раскольникову​на каторгу, но еще страшнее жизнь с сознанием совершенного и не искупленного преступления.

В этом романе Достоевский показал, таинственный закон неизбежности наказания для преступника. От заслуженного наказания нигде не укрыться. Если человек настолько изворотлив, что в состоянии избегнуть суда людского, его настигнет Божья кара. Правосудие все равно совершится.-Из этого, дальше, следует, что преступление прямо противно природе человека, и если человек допускает себя до преступления, то единственно потому, что загрязнил душу и сердце, и забыл о Боге. Но в такой ужасной, беспросветной тьме нельзя жить человеку. Поэтому он или гибнет безвозвратно, или же ценою тяжких страданий, искренним раскаянием снова возрождается духовно и получает прощение от Бога за содеянный грех.

Несомненно, что люди, подобные​Раскольникову​, не могут считаться здоровыми в умственном и нравственном отношении. Их нельзя назвать вполне сумасшедшими, но они близки к умопомешательству. Вина их в том, что они не работают над собою, не стремятся стать лучше и чище, а дают волю своим болезненным мыслям, возлагая все. надежды на разум. И вот до чего доводит их эта распущенность, это неумение владеть собою, это суемудрие: до смертного греха, до страшнейшего и в то же время бессмысленнейшего преступления!

В течении своей многострадальной жизни Достоевский убедился, что человек не может жить без веры, и что, опустошая душу, забывая о Боге, мы готовим себе страшные беды и ​несчастья​. Во всех романах Достоевского наиболее сильными людьми, способными противостоять каким угодно ударам судьбы, являются люди, чистые сердцем, ​непор​очные душою. Этих людей ничто не в состоянии устрашить и отклонить от прямого пути. Они не только сберегают свою духовную чистоту, но и полагают все нравственные силы на поддержку ближнего.

Наоборот, люди забывшие о Божьей правде, предавшиеся мелким страстям и себялюбивым желаниям, совершенно беспомощны в постигающих их ​несчастьях​. Напрасно они стараются бороться с судьбой, напрасно принимают под час самые ​дерзкие​ решения — беда обрушивается на них и они гибнут. Для избежания гибели — один путь: обуздывать страсти, стремиться к тому, чтобы стать честнее, добрее, великодушнее, заботиться не о себе только, но и о других людях, исполнять заповеди Бога и всю надежду возлагать на Него, помогающего честным и добрым..

Таким образом романы Достоевского проникнуты глубоким христианским настроением. У этого писателя есть чему научиться, надо только понимать его, помнить, что он очень часто изображает больных людей, поступки которых, очевидно, являются исключительными.

Лучшими романами Достоевского, кроме “Преступления и наказания” и “Бедных людей”, являются: “Бесы”, “Братья Карамазовы”, “Идиот”, “Униженные и оскорбленные” и неоконченная повесть “​Неточка​ ​Незванова​”.

Из числа названных произведений особенного внимания заслуживают “Братья Карамазовы”.

VI.

 

По замыслу Достоевского этот — последний — его роман должен был явиться самым крупным и по значению, и по размерам. Роман и является таковым, но автор не успел его докончить.

“Карамазовы” — история трех братьев, очень мало похожих друг на друга, хотя и имеющих в природе своей нечто общее. Дмитрий ​Карамазов​ — человек необузданный, дающий волю всем своим страстям, ни перед чем не останавливающийся для осуществления своих желаний. Он больше остальных братьев напоминает отца, глубоко-безнравственного человека, недоступного никаким хорошим чувствам. Но Дмитрий еще не окончательно загрязнил свою душу, он еще способен исправиться, особенно если жизнь пошлет ему тяжелое испытание. Как всегда бывает в романах Достоевского, испытание вскоре же приходит и обрушивается на Дмитрия всею тяжестью. Его ​подозревают​ в убийстве отца, против которого он питал злобу, и с которым обращался до крайности грубо и дерзко. Хотя Дмитрий не был виноват, ему, однако, не удалось оправдаться. Его судили и приговорили к каторге. Попав в такое страшное положение, молодой​Карамазов​ прозрел. Он понял, что страдает не безвинно. Правда, он не совершил того страшного преступления, в котором его признали виновным, но вся жизнь его была настолько порочна, настолько скверна и грешна, что ему необходимо искупить её греховность тяжелыми страданиями.

Для Дмитрия, таким образом, начинается новая жизнь — постепенное возрождение от прежнего мрака и лжи к свету и правде.

История остальных братьев, Ивана и Алексея, только начата в романе. Иван, в противоположность Дмитрию, не беспутничает и не предается влечению своих страстей. Он очень сдержанный человек, хорошо владеет собою. Но в его душе нет Бога, по этому ему невыносимо тяжело жить. Иван видит в жизни одни страдания, несправедливости, ​несчастья​. Он глубоко жалеет людей, осужденных влачить существование среди житейских невзгод и печалей. Он готов бы помочь всем людям, но нет у него настоящей любви к ним, потому что нет веры в Бога и любви к Нему. В сущности, Иван не людей любит, а ​человеческие​ страдания ненавидит. Они наполняют его душу злобой, а что же доброе и полезное можно сделать во имя ненависти и злобы!

Достоевский не успел изобразить в романе дальнейшую судьбу Ивана. Легко предположить однако, что на долю этого человека в будущем должны выпасть еще более тяжелые испытания, нежели​обрушившиеся​ на Дмитрия.

Третий брат, Алексей, — еще. юноша, по его призвание уже определилось. Таких​людей​ называют обыкновенно “не от мира сего”, потому что они ищут радостей и счастья не в земном благополучии и не в житейском преуспеянии. Алеша живет в монастыре и ​поучается​ у благочестивого старца ​Зосимы​. Чувствуя приближение смерти, ​Зосима​объявляет Алеше свою последнюю волю наставника: юноша должен оставить монастырь, идти в мир, жениться и, живя среди мирян, нести крест высокого нравственного подвига. “​Изыдешь​из стен сих, — говорит старец Алеше,– а в миру пребудешь как инок. Много будешь иметь противников, но и ​разные​ враги твои будут любить тебя. Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь, и жизнь благословишь, и других благословить заставишь,– что всего важнее”.

В этих словах ​Зосимы​ указана вся грядущая судьба Алеши. Будучи “не от мира сего”, потому что бренные земные блага не влекут его своею мишурною красотою, Алеша в то же время должен принадлежать “миру сему”, жить в нем, подавая добрый пример своею жизнью, поддерживая слабых, ободряя падших, утешая скорбящих. Ему должны быть чужды​мирские​ наслаждения и радости, но не должны быть чужды ​мирские​ скорби и печали. В противоположность брату Ивану, который не людей любит, а​человеческие​ страдания ненавидит и полон злобы, Алеша олицетворенная любовь и кротость.

​Какие​ чудеса творит любовь с человеком, это Достоевский показывает, между прочим, на примере брата старца​Зосимы​, Маркела. Маркел умер в юношеском возрасте от чахотки. Не задолго до смерти в нем пробудилась пламенная вера и вдохновенная любовь к Богу. Эта любовь озарила перед ним мир Божий невиданной красотою.

Маркел не думал о смерти, не боялся ее. Он весь как-бы светился радостью. Когда, бывало, доктор говорил юноше, что он, быть может, проживет еще много дней, и месяцы, и годы,– Маркел одно отвечал ему: “Да чего годы, чего месяцы! что тут дни то считать: и одного дня довольно человеку, чтоб все счастье узнать. Милые мои, чего мы ссоримся, друг перед другом хвалимся, один на другом обиды помним: прямо пойдем в сад и станем гулять, резвиться, друг друга любить, и восхвалять, и целовать, и нашу жизнь благословлять”.

Вот удел любящей души, постигнувшей правду Бога, а с нею и великий, радостный смысл жизни. Вот наши ​драгоценнейшие​сокровища, которых не в состоянии подточить ржа и украсть вор. Кто в силах отнять у нас счастье, которые мы носим внутри себя? Хранить это счастье в душе, ревниво оберегая её чистоту, и составляет задачу человека по отношению к себе. Другая его задача — просветить ближнего, научить его блюсти душевную чистоту, раскрыть перед ним божественную тайну​неиссякаемых​ радостей честной, бескорыстной, правдивой, любовью озаренной жизни.

Теперь нам ясно, какое послушание налагал старец ​Зосима​, посылая Алешу в мир.

Нельзя не пожалеть глубоко, что смерть помешала Федору Михайловичу окончить “Братьев Карамазовых”. В романе Алеша только начинает действовать, он еще совсем юноша, круг его деятельности еще не широк и ограничивается родными, да несколькими близкими знакомыми. Дальнейшая судьба Алеши, а. следовательно и развитие его деятельности, представили-бы громадный интерес.

Об Алеше Достоевский в своих письмах и заметках говорит, что он хотел показать в нем самый светлый, “величавый, святой” тип русского человека. Мы должны помнить, что для Достоевского русский человек значит православный христианин. Нисколько не отрицая, что ум, талант и образование сами по себе представляют ценность, Федор Михайлович держался непоколебимого убеждения, что ни ум, ни талант, ни образование не достаточны для спасения человека, Поэтому мы часто видим в его романах талантливых, образованных и умных людей, которые делают явные глупости и доводят себя до гибели. На примере Алеши Достоевский хотел показать, какую великую и единственно непобедимую силу представляет душевная чистота-плод любви к Богу и веры в Него.

Указав на громадные достоинства последнего романа Федора Михайловича, мы должны указать также и на его недостатки. В смысле формы, это едва ли не самое слабое произведение Достоевского. В романе действует не мало лиц, имеющих весьма отдаленное отношение к его содержанию, что очень ​удлиняет​ и даже запутывает роман. Среди этих лишних или почти лишних действующих лиц есть до крайности странные, например мальчик​Илюшечка​. ​Илюшечка​ производит впечатление какого-то странного карлика, который с виду совсем маленький, будто и действительно ребенок, но возраста уже преклонного. Слушатели помнят, что мы сказали о детских типах в романах Достоевского. ​Илюшечка​ может служить очень ярким ​образчиком​ их. Умом и душою это не ребенок, а очень, очень пожилой человек, да еще со взглядами и чувствами Федора Михайловича Достоевского.

Об остальных романах нашего писателя здесь довольно сказать, что при известном разнообразии содержания и действующих лиц, они проникнуты теми-же мыслями, как и рассмотренные нами. Несомненно, всей своей писательской деятельностью Достоевский “пробуждал добрые чувства” и “милость к падшим призывал”. Но призывая милость к падшим, он не учил потакать людским слабостям. Наоборот, его романы имеют глубоко предостерегающее значение. Они воочию доказывают, что преступный и порочный человек, от каких-бы причин ни проистекала его порочность и преступность, неминуемо навлечет на себя грозную кару судьбы, и что избегнуть ее можно лишь искренним обращением к Богу и нравственным перерождением. Нечего бояться житейских невзгод, нечего страшиться преходящих страданий — в каждом романе повторяет Достоевский. Надо верить в Бога и Христа Его. Надо понимать не умом, а всем сердцем, что спасутся верующие, ибо им Отец Небесный благоволил дать царство.

Талант Достоевского так велик, проникающий его дух так возвышен, что произведения этого писателя по праву стали общеизвестными. Русский народ должен знать такого человека: он ему близкий, родной. На дальнейшее развитие нашей литературы Достоевский, несомненно, окажет сильное влияние. Его недостатки, в значительной мере зависевшие от болезненного его состояния, будут устранены, а все истинно в нем могучее и глубокое даст “пышный цвет и тучный плод”.

Но, повторяем, настоящую пользу вынесет из чтения его лишь тот, кто будет читать со вниманием, строгим разумением, осторожностью. Следует неизменно помнить склонности Достоевского преувеличивать “зло жизни” и в каждом человеке видеть сознательного страдальца. Следует также неуклонно помнить его основную мысль, о которой мы здесь много говорили, и тогда этот замечательный русский человек предстанет в своем чистейшем виде, окажет на души сильное и благотворное влияние.

 

Похожие статьи
При перепечатке просьба вставлять активные ссылки на ruolden.ru
Copyright oslogic.ru © 2024 . All Rights Reserved.