Главная » Российская наука, культура и искусство. Выдающиеся деятели. » Фонвизин Денис Иванович. М. Бубликов и Н. Гольденберг. 1913

📑 Фонвизин Денис Иванович. М. Бубликов и Н. Гольденберг. 1913

   

Денис Иванович Фонвизин

(1744–1792).

 

Биографии русских образцовых писателей с портретами
Пособие для шк. Вып. 1-2
М. Бубликов и Н. Гольденберг.
Вильна: Просветитель, 1913

 

Денис Иванович Фонвизин

 

В ранние детские годы нас встречает вместе с Крыловым
Фонвизин и, вызывая светлый смех своими забавными
сценами, влагает вместе с тем в детское сердце — и речами
своих честных людей, и зрелищем возмущавших их пороков
— влечение к свету и правде.
Веселовский.

 

Денис Иванович Фонвизин родился в 1744 г. в Москве. Предки его были рыцари ордена Меченосцев, взятые в плен при Иоанне Грозном; впоследствии род Фонвизина принял православие и совершенно обрусел. Отец Фонвизина, чиновник и состоятельный помещик, отличался честностью, неподкупностью и независимым характером. “Государь мой, — говорил он просителю, явившемуся к нему с подарками: — сахарная голова не есть резон для обвинения вашего соперника; извольте ее отнести назад, а принесите законное доказательство вашего права”. Все эти качества перешли и к сыну.

Грамоте мальчик научился рано, и сейчас же отец заставлял его читать книги, преимущественно церковные. “Сему обязан я, — говорит сам Фонвизин в своей автобиографии под названием: Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях, — если имею в российском языке некоторое знание, ибо, читая церковные книги, ознакомился я с славянским языком, без чего российского языка знать невозможно. Я должен благодарить родителя моего за то, что он весьма примечал мое чтение, и бывало, когда я стану читать бегло: “перестань молоть, кричал он мне, или ты думаешь, что Богу приятно твое бормотанье”. Сего недовольно: отец мой, примечая из читанного мною те места, коих, казалось ему, читая я не разумел, принимал на себя труд изъяснить мне оные; словом, попечения его о моем научении были безмерны”.

Когда при Московском университете открылась гимназия, туда поступил и Фонвизин. Как происходило в то время учение в этой гимназии можно судить по рассказу самого Фонвизина о том, как учитель латинского языка готовил учеников к экзамену. “Накануне экзамена, рассказывает Фонвизин в своей автобиографии, делалось приготовление: учитель пришел в кафтане, на коем было пять пуговиц, а на камзоле четыре. Удивленный сею странностью, спросил я учителя о причине.

“Пуговицы мои вам кажутся смешны, говорил он, но они суть стражи вашей и моей чести, ибо на кафтане значат пять склонений, а на камзоле четыре спряженья. Итак, продолжал он, ударяя по столу рукою, извольте слушать все, что говорить стану. Когда станут спрашивать о каком-нибудь имени, какого склонения, тогда примечайте, за которую пуговицу я возьмусь: если за вторую, то смело отвечайте: второго склонения. С спряжениями поступайте, смотря на мои камзольные пуговицы, и никогда ошибки не сделаете”.

Перед окончанием курса директор гимназии повез Фонвизина, вместе с другими лучшими учениками, в Петербург к основателю Московского университета Ив. Ив. Шувалову, чтобы “показать плоды наук”. В Петербурге Фонвизин увидел пышный двор и театральные представления, которые ему чрезвычайно понравились. По возвращении в Москву Фонвизин поступил в Московский университет, где обнаружил недюжинные дарования.

В 1762 г. Фонвизин окончил курс университета и поступил на службу переводчиком в иностранную Коллегию. Хотя литературный талант Фонвизина обнаружился еще в университете, но известность он приобрел лишь с появлением (в 1766 г.) его первой комедии “Бригадир”. Она была прочитана самим автором при дворе и произвела огромное впечатление. Один из знатных вельмож (Панин), прослушав комедию, сказал автору: “Я вижу, что вы очень хорошо нравы наши знаете, ибо бригадирша ваша всем нам родня; никто сказать не может, что такую же Акулину Тимофеевну не имеет или бабушку, или тетушку, или какую-нибудь свойственницу”.

В 1777 году Фонвизин отправился за границу, во Францию, куда отвез свою больную жену лечиться. Он посетил, между прочим, Париж и писал оттуда письма своему приятелю, в которых выражалось весьма недружелюбное отношение Фонвизина ко всему французскому. Это обстоятельство является особенно замечательным потому, что в то время в нашем обществе господствовало слепое увлечение всем тем, что исходило из Франции, порождавшее таких Иванушек, которых Фонвизин так зло осмеял в своем “Бригадире”.

Еще большую известность доставила ему вторая и последняя комедия “Недоросль”, напечатанная в 1782 г. Комедия эта имела небывалый успех: публика в театре приходила от нее в такой восторг, что бросала на сцену кошельки с деньгами, а Потемкин, знаменитый вельможа при дворе Екатерины Второй, сказал автору: “умри, Денис, или больше ничего не пиши”.

В 1785 г. Фонвизина поразил паралич, лишивший его свободного употребления языка, левой руки и ноги. Болезнь эта сильно повлияла на душевное настроение писателя: исчезли веселость, шутки, и их заменили смирение, вялость. Однако любовь к литературным занятиям не покидала Фонвизина и во время болезни. Еще накануне своей смерти он был в гостях у Державина, куда его ввели под руки два знакомых офицера, и привез ему свою новую комедию “Гофмейстер”.

Скончался Фонвизин в 1792 г., в Петербурге, 48 лет от роду.

* * *

Комедии Фонвизина имели огромное значение в общественной жизни и в литературе. В “Бригадире” выставлены все отрицательные стороны тогдашнего общества: взяточничество, грубость, обезьянье подражание французам и безнравственность семьи. В “Недоросле” писатель смело и ярко показывает гибельные последствия невежества, худого воспитания и злоупотребления домашней и помещичьей властью; в этой же комедии, устами положительных героев ее (Стародума, Софьи, Правдина, Милона), он высказывает многие из тех замечательных идей, которыми были одушевлены лучшие люди первых годов царствования Екатерины II-ой. Сама императрица проводила эти идеи в своем знаменитом “Наказе”.

Фонвизин — писатель по-преимуществу сатирический. Смех его не проникнут ни скорбью, ни негодованием, а исполнен той добродушной иронии, которая более всего свойственна русскому человеку. В языке его лучшей комедии “Недоросль” замечается следующая особенность: положительные типы говорят языком книжным, а комические лица — языком разговорным, обилующим простонародными словами и выражениями.

“Бригадирь” и “Недоросль” положили прочное начало развитию русской комедии и сделали возможным появление дальнейших великих творений Грибоедова и Гоголя.

 

Похожие статьи
При перепечатке просьба вставлять активные ссылки на ruolden.ru
Copyright oslogic.ru © 2024 . All Rights Reserved.