Термины политические. Сюда войдут термины, которыми обозначались: государственная территория и ее административные подразделения, верховная государственная власть, деления общественные и органы управления.
ТЕРРИТОРИЯ И ЕЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛЕНИЯ. Государственная территория у нас в старину носила название Руси, или Русской земли. Русь — слово, пережившее чрезвычайно разнообразные значения; этих значений можно различить четыре: 1) этнографическое: русь — племя, 2) социальное: русь — сословие, 3) географическое: Русь — область и 4) политическое: Русь — государственная территория.
РУСЬ — ПЛЕМЯ. Первоначально словом “русь” обозначалось какое-то племя, но какое? Об этом спорят доселе, спор этот породил громадную литературу. Одни считают русь племенем иноземным, неславянским, другие — туземным славянским; этимологию этого слова не объясняют ни те, ни другие.
Начальный летописный свод считает русь тем заморским варяжским племенем, из которого вышли призванные новгородцами и союзными с ними финскими племенами князья. Свод этот прямо говорит, что названные племена послали за море к варягам-руси, потому что так звались эти варяги-русь, как другие варяги зовутся своями, или свеями, урманами, англянами, готами. Итак, русь относится к варягам-норманнам, как вид к роду. Этого мнения и держатся так называемые норманисты (Байер, Шлецер, Погодин, Соловьев, Куник) в нашей исторической литературе, признающие за первыми киевскими князьями норманское происхождение.
Но целый ряд изыскателей выводил русь из других племен. Я только перечислю этих изыскателей: Татищев и Болтин выводили русь из Финляндии. Ломоносов согласно с некоторыми редакциями Начального летописного свода, например с тою, которая помещена в так называемой Воскресенской летописи, — из Прусской земли: Русия — это Пруссия; Гольман — из Рустрингии, т. е. из Фрисландии; Эверс — из Хозарии; Венелин, Морошкин, Максимович, Савельев и в последнее время Гедеонов и Забелин — из балтийских славян; последние двое — с острова Рюгена, который назывался прежде Ругней, оттуда — русь, Русия; Костомаров — из Литвы; Щеглов — из мордвы, вообще из поволжских финнов; Юргевич выводит русь из каких-то угро-хозар. Наконец, одно последнее недавно высказанное мнение дает слову “русь” происхождение наименее ожиданное: в недавно появившейся своей статье Карпович слово “русь” производит от латинского слова “rus” — деревня. Повод к такому мнению подал эпиграф второй главы пушкинской поэмы “Онегин”: “О Русь! о rus!” Русью, т. е. деревней, называли римляне весь славянский деревенский мир; этот славянский деревенский мир и усвоил себе название, данное ему римлянами.
Другие писатели видели в руси туземное славянское племя. Сюда относятся польский писатель XVI в. Стрыйковский и русский писатель XIX в. Иловайский. Оба они производят россов от роксолан (росс-алан), которых античные географы Страбон и др. начинают знать в Южной Руси, следовательно, в древней Киевской области еще до рождества Христова.
РУСЬ — СОСЛОВИЕ. Второе значение руси — сословие. Это значение открывается в известии Константина Багрянородного о руси. Он говорит, описывая полюдья — ежегодные административные поездки киевских князей, что в ноябре киевский князь выходит из Киева со всею русью (μετά πάντων τών ρως); ясно, что под русью он разумеет дружину, сопровождавшую князя в его походе. Эту русь он отличает от туземного славянского населения, от племен, подвластных киевскому князю, как-то: древлян, дреговичей, северян, кривичей; это население он называет славянами, платящими дань руси (Σκλάβοι όιτινές εϊσν πακτιώται τών ‘ρως). По-видимому, такое же социальное значение придавала этому термину и наша древняя повесть о начале Русской земли, составленная около половины XI в.; рассказав о том, как Олег, погубив земляков своих Аскольда и Дира, утвердился в Киеве в 882 г., эта повесть продолжает: “И беша у него варязи и словени и прочи прозвашася русью”, следовательно, русью стали зваться варяги и славяне (новгородцы), сопровождавшие Олега в его походе и оставшиеся у него на службе, т. е. его дружина. Если угодно, темный след такого же значения можно найти и в древнем договоре Олега с греками 912 г.; одна статья (12) этого договора, говоря о том, как поступать с рабами, украденными или убежавшими у русских купцов в Константинополе, различает челядина руси и челядина гостей; так как в Константинополь приезжали торговать “слы” (послы) и “гости” — торговые приказчики князей и вольные купцы, то под русью надобно разуметь первых, т. е. княжих слов, или торговых приказчиков, которые принадлежали к составу княжеской дружины. Итак, русь в X в., по иноземным и туземным памятникам, — высший служилый класс.
РУСЬ — ОБЛАСТЬ. В то же время или несколько позднее Русь является в памятниках со значением географической области, именно Киевской, или Полянской земли. Та же повесть о начале Русской земли говорит, описывая расселение славян: “Бе един язык словенеск: словени, иже седяху по Дунаеви, ихже прияша угри, и морава, и чеси, и ляхове, и поляне, яже ныне (т. е. около половины XI в. — В. К.) зовомая Русь”. Русью называлась не только Киевская земля, в тесном смысле слова, в тех границах, какие она имела в XI в., но и все пространство по правому берегу Днепра на юг от Киева. В 1172 г. на Русскую землю напали половцы двумя толпами; одна толпа направилась к Переяславлю по левой стороне Днепра, другая перешла через Днепр и направилась к Киеву по правому берегу; эту последнюю толпу Киевская летопись XII в. называет русскими половцами, как первую — половцами переяславскими. Далее, в 1193 г., сын киевского князя Рюрика Ростислав пошел на половцев в степь по правому берегу Днепра и углубился далеко за реку Рось, т. е. за южный предел Киевской земли; все пройденное им степное пространство по правому берегу Днепра, даже за пределами Киевской земли, в летописном рассказе называется Русской землей, как никогда не называлась область Переяславская на левом берегу Днепра. Но, простираясь неизвестно до какого предела на юг от Киева, чуть не до самого Черного моря, Русская земля составляла узкую береговую полосу, так что город Овруч на притоке Припяти, реке Уже, — главное административное средоточие бывшей Древлянской земли, теперь находящейся в пределах Волынской губернии, но очень близко к пределам Киевской, — этот Овруч лежал уже за пределами Руси, или Русской земли. Ростислав, сходив на половцев, отправился на свидание со своим отцом, который тогда находился в Овруче. В это время другой князь прислал послов к Рюрику, которые сказали ему: “Зачем ты покинул свою землю (т. е. Киевскую область. — В. К.)? Ступай в Русь и стереги ее”. Рюрик послушался и “иде в Русь” к Киеву. Итак, в XI и XII вв. под Русью, или Русской землей, в тесном смысле разумелась Киевская область с полосой по правому берегу Днепра на юг от Киева.
РУСЬ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ. Кажется, уже в XI, XII вв. термин “Русская земля” усвоил и политическое значение, стал обозначать всю территорию, которой владела Русь с киевским князем во главе. Такое значение можно подозревать в термине уже по договору Олега с греками 912 г. В этом договоре (§ 8) Русская земля противополагается земле “Грецкой” и, следовательно, обозначает все пространство, на котором действовала власть киевского князя. Между прочим, одна статья гласит, что, если греческая торговая лодка, плывя на Русь (в Русскую землю), будет выброшена бурей на берег, случившиеся тут русские должны ее проводить в Русскую землю, едва ли под Русской землей здесь можно разуметь только правый берег Днепра в пределах Киевской земли? — Такое же значение придает этому термину и Начальная летопись XI, XII вв. Такое значение можно подозревать, например, в том месте, где св. Ольга, не успев уговорить Святослава принять христианство, произносит в летописи следующие слова: “Аще бог хощеть помиловати рода моего и земле Руские, да възложить им на сердце обратитися к богу, якоже и мне бог дарова”. По-видимому, такое же значение придавал этому слову и Святослав, когда, обращаясь к дружине перед битвой с греками, сказал ей: “Да не посрамим земле Руские”.
Точно так же певец “Слова о полку Игореве”, памятника конца XII или самого начала XIII в., замечает: “О Русская земля! уже за шеломянем еси”; это выражение значит, что Русская земля зашла уже за ряды степных окопов, которые простирались по южным границам княжеств Черниговского и Переяславского. Под Русской землею певец “Слова” разумеет дружину, отправившуюся в поход на половцев с его героем, князем Игорем, следовательно, термин географический он понимал в смысле этнографическом. Любопытно, что Игорь отправляется не из Киева, а из Северской земли.
Русская земля в смысле государственной территории подразделялась на части, которые до XIII в. назывались землями, волостями или областями, а с XIII в. — уделами, уездами и волостями.
ЗЕМЛИ, ВОЛОСТЬ ИЛИ ОБЛАСТЬ. Земли — это древние области, образовавшиеся под руководством старых торговых городов Руси; земли: Киевская, Черниговская, Переяславская, Смоленская и др. Волость — это княжество — одно из тех княжеств, на которые, постоянно переделяясь, делилась Русская земля в потомстве Ярослава. Область имела то же значение. Волость, или область, иногда совпадала с землей, когда, например, целая земля составляла владение одного князя, но обыкновенно составляла только часть ее; так, земля Черниговская делилась на волости: Черниговскую собственно, Курскую, Трубчевскую; это волости, т. е. княжества. Волости иногда назывались в церковнославянской форме властями; так, в Сказании о Борисе и Глебе мниха Иакова конца XI в. мы читаем, что Ярослав перед смертью посажал сыновей своих по волостям, именно посадил: “Изяслава Кыеве старейшаго, а Святослава Чернигове, а Всеволода Переяславли, а прокыя по инем волостьм”, в других списках: “по инем властем”. Наш язык удержал обе формы: и власть церковнославянскую и русскую волость; первая, собственно политическое понятие, значила право владения; второй усвоилось значение территориальное — сельская волость. Область есть производный термин от слова власть, “обвласть” означает округ, на который простирается эта власть (предлог “об” означает окружность). Но иногда эти термины менялись значением: “власть” означала область, пространство, владения, а “область” значила право владения. Припомните известное место из первой главы евангелия от Иоанна, которое в древних памятниках читается так: “Дасть им область чадом божиим быти” (1, 12).
УДЕЛ, УЕЗД. Уделами назывались те княжества, на которые распалась Северо-Восточная, верхневолжская Русь с XIII в., за исключением княжества Владимирского, что значит — были княжества младших князей. Самый этот термин “удел” становится известен в памятниках только с XIV в. Слово это заимствовано из терминологии частного гражданского права: уделом назывался раздел имущества движимого или. недвижимого завещателем-отцом между детьми-наследниками. Так, в новгородских купчих XIV — XV вв. покупатель пишет, что он купил у продавца “отчину”, чем владел отец его — “по уделу отьча своего”, т. е. по разделу. Потом уделом стала называться доля, по разделу доставшаяся каждому наследнику, все равно, состояла ли она из движимого или недвижимого имущества. Удел в значении княжества подразделялся на уезды. Уезд — административно-судебный округ, тянувший к известному административному центру, поэтому были уезды не только у городов, но и у сел, если в этих селах сидела своя особая судебно-административная власть; так, в одной рязанской грамоте начала XV в. мы встречаем “село Филипповичи с уездом”. Впоследствии уездом стал называться административный округ города, а округ сельский удержал старые названия волости в Центральной Руси и погоста в Руси Северной, Смоленской и Новгородской. Этимология этого термина (“уезд”) объясняется одним административно-судебным отправлением: полюдьем или ездом; древний администратор сам собирал корм с управляемого округа, объезжая его, совершая полюдья обыкновенно 2 раза в год: на петров день и ни рождество, иногда 3 раза — еще на пасху, т. е. в те же самые сроки, в которые до последнего времени церковные причты обходили свои приходы; округ, в пределах которого ездил администратор для получения корма, и получил название уезда.