Главная » Древнейшая история Руси » Очерки о древнейшей истории Руси » Развитие самостоятельных волостей древней Руси. 1113 – 1125 – 1175 – 1212. Д. И. Иловайский. 1860

📑 Развитие самостоятельных волостей древней Руси. 1113 – 1125 – 1175 – 1212. Д. И. Иловайский. 1860

   

Развитие самостоятельных волостей
1113 – 1125 – 1175 – 1212

Потомки Ярослава I

СЫНОВЬЯ И ВНУКИ ЯРОСЛАВА I. ВЛАДИМИР МОНОМАХ.

Несколько лет Ярославичи жили в мире и общими силами боролись против внешних врагов. В то время на юге России появился новый кочевой народ – половцы. Отчасти истребив печенегов, отчасти смешавшись с ними, они заняли южные степи и открыли беспрерывные набеги на русские области. Изяслав с братьями попытался отразить врагов, но потерпел на первый раз сильное поражение.

Наконец и сами Ярославичи, позабыв отцовское завещание, рассорились между собою: Святослав и Всеволод вооружились на старшего брата, и он принужден был удалиться в Германию, а на киевский престол сел Святослав черниговский. Только после смерти соперника Изяслав помирился со Всеволодом и опять занял Киев.

На великокняжеском престоле по понятиям того времени должен был сидеть старший в целом княжеском роде, и так как дяди считались старше своих племянников, то Киев по смерти Изяслава I (1078) перешел не к сыну его, а к брату Всеволоду. Россия страдала при нем от междоусобий, половецких набегов, от голода, мора и корыстолюбия княжеских тиунов (судей). Только благодаря победам своего знаменитого сына Владимира Мономаха Всеволод крепко держался на престоле до самой своей смерти (1093). Из сыновей Ярослава I никого уже не было в живых, поэтому внук его Святополк Изяславич остался теперь старшим в роде. Святополк II, подобно двум своим предшественникам, не имел достаточно ни ума, ни твердости характера, чтобы держать в страхе внешних врагов и устранять междоусобия. Княжение его ознаменовалось смутами и бедствиями, особенно сильны были междоусобия за Чернигов и за Волынь.

Изяслав I и Всеволод лишили своих племянников Святославичей Черниговской волости, т. е. лучшей части их наследственного удела, предоставив им отдаленную Тмутаракань и бедные муромо-рязанские земли. Та же несправедливость продолжалась и во время Святополка II. Но Святославичи ни за что не хотели отказаться от Чернигова и с помощью наемных половецких дружин несколько раз пытались возвратить себе отцовский город. Они первые из князей ввели пагубный обычай: во время междоусобий призывать на помощь диких половцев, которые жгли, грабили русские земли и уводили множество пленных в свои станы, или вежи. Между Святославичами более всех прославился смелым, беспокойным характером Олег, прозванный в народе Гориславичем. Наконец внуки Ярослава собрались на общий совет в Любеч и тут положили, чтобы каждый из них владел отцовским достоянием. Черниговская область поэтому была возвращена Святославичам. Договор свой князья по обычаю скрепили крестным целованием и разъехались (1097).

Но в то время как на востоке России прекратилась борьба за Чернигов, на западе началось сильное междоусобие за волости владимиро-волынские. На Любецком съезде они были разделены между Давидом Игоревичем и его двоюродными племянниками Ростиславинами*. Недовольный тем, что лучшая часть Волыни досталась на долю Василька и Володаря Ростиславичей, и опасаясь иметь в соседстве этих воинственных князей, Давид Игоревич решился на злодейский поступок и первый нарушил крестное целование с братьями. Он обвинил перед великим князем Василька в разных честолюбивых замыслах и так напугал легковерного Святополка, что тот заманил к себе несчастного Ростиславича и выдал Давиду, а последний приказал его ослепить и посадить в темницу.

______________________

* По понятиям того времени это были три князя-изгоя, так как по причине ранней смерти своих отцов потеряли всякие права и старшинство в княжеском роде, а следовательно, и на Киев. Изгоями назывались еще: попов сын, не обученный грамоте, откупившийся на волю холоп, одолжавший купец.

______________________

Владимир Мономах и другие князья пришли в сильное негодование, когда узнали о вероломном ослеплении Василька. По требованию их Святополк должен был наказать Давида за клевету. Произошла междоусобная война, которая окончилась новым съездом князей, в Витичеве, близ Киева. На этом сейме Давид был наказан тем, что у него отняли Владимир Волынский.

После Витичевского съезда князья соединенными силами обратились на половцев и совершили несколько славных походов в глубь половецких степей. Бгавным героем этих походов явился Владимир Мономах.

По смерти Святополка II (1113) Киев по порядку старшинства должен был перейти к одному из Святославичей, но так как отец их захватил великокняжеский престол силою и скончался прежде старшего брата, то не все родичи признавали за ними право старшинства. К тому же киевское вече объявило решительно, что оно никого не хочет иметь своим князем, кроме Владимира Мономаха. Последний действительно занял великое княжение, и Святославичи на этот раз молчанием подтвердили его избрание. Недаром киевляне питали такую любовь к Мономаху: личными качествами и заслугами он резко выделялся из толпы своих родичей. Летопись изображает его идеалом русского князя: он мирит враждующих, свято соблюдает крестное целование, подает пример набожности, правосудия, гостеприимства и превосходит всех воинскими доблестями. После Ярослава это был первый из его преемников, который на самом деле осуществил понятие о великокняжеской власти: младшие родичи повиновались ему как отцу, а беспокойных князей он наказывал отнятием волостей. Внешние враги присмирели, и тишина водворилась при нем в Русской земле. Мономах, впрочем, не упускал из виду собственных выгод и умел искусно воспользоваться обстоятельствами для того, чтобы большую часть Руси соединить под властью своего дома. В назидание сыновьям Владимир Мономах написал “Поучение”, в котором изобразил свою неутомимую деятельность*.

______________________

* По словам этого поучения, большую часть жизни он провел вне дома, большую часть ночей спал на сырой земле; дома и в дороге все делал сам и за всем присматривал; до света поднимался с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною, судил людей, ездил на охоту и т.д. “Всех походов моих было 83, других, маловажных, не упомню. На охоте в лесах я вязал диких коней вдруг по нескольку; два раза буйвол метал меня на своих рогах, одна лось бодала, а другая топтала ногами, вепрь сорвал меч с бедра, медведь прокусил седло, лютый зверь повалил коня подо мною, но Бог сохранил меня невредимым”. Убеждая детей жить в мире и согласии, он дает, между прочим, следующие наставления: “Больше всего имейте страх Божий, не поддавайтесь лени; на войне не полагайтесь на воевод, а за всем смотрите сами; жен своих любите, но не давайте им над собою власти; старого человека почитайте, как отца, а молодого – как брата; строго соблюдайте правосудие и крестное целование; гостей и послов чтите если не дарами, то питанием и брашном, ибо они распускают в чужих землях и добрую, и худую славу”.

Говорят, будто бы византийский император Алексей Комнев прислал Владимиру в числе других даров драгоценный венец и золотые бармы (оплечье), принадлежавшие прежде императору Константину Мономаху (последний считается дедом Владимира по матери: вероятно, по нем и Владимир получил название Мономаха). Регалии, известные под именем Мономаховых, но относящиеся к более поздней эпохе, стали возлагать потом на русских государей при их короновании; они хранятся теперь в московской Оружейной палате.

______________________

 

МОНОМАХОВИЧИ. УНИЖЕНИЕ КИЕВА И ВОЗВЫШЕНИЕ ВЛАДИМИРА ЗАЛЕССКОГО.

Владимиру наследовал старший сын его Мстислав I (1125): умом и твердостью характера он походил на отца и, подобно ему, умел держать в повиновении младших князей. Когда полоцкие князья не хотели признать его верховной власти и не послушали его призыва идти на половцев, он изгнал их из наследственных волостей. После смерти Мстислава I в самой семье Мономаха произошли раздоры, которыми воспользовались сыновья Олега Святославича: они завладели великим киевским княжением, но не могли долго удерживать его за собою. Киевляне не любили Ольговичей и отличались особенною приверженностью к роду Мономаха. Однажды они призвали к себе на престол его внука Изяслава Мстиславича (1146). Но, исполнив желание киевлян, последний нарушил права родных дядей. Один из них, Юрий суздальский, прозванный Долгоруким, предъявил свои права на старший стол; Изяслав II не хотел уступать. Тогда между дядей и племянником завязалась упорная борьба, замечательная как по личности соперников, почти не уступавших друг другу в талантах и энергии, так и по своим размерам: едва ли не все русские княжества были увлечены в эту борьбу; одни стояли за дядю, другие – за племянника; в ней принимали участие венгры и половцы. Храбрый Изяслав был два раза изгнан из Киева, однако при помощи зятя своего, венгерского короля, он взял наконец верх и умер великим князем (1154).

После смерти Изяслава II Киев переходил из рук в руки. Когда же он достался сыну Изяслава (Мстиславу II), в потомстве Мономаха опять произошла борьба между дядей и племянником, только исход ее на этот раз был другой. Андрей Боголюбский (сын Долгорукого) в свою очередь предъявил права на старшинство, и суздальские войска подступили к Киеву. Граждане решили защищать своего князя, но город был взят приступом и предан на разграбление, чего, по замечанию летописца, еще никогда не случалось с “матерью русских городов” (1169). Этим, однако, унижение не кончилось: завладев Киевом, Андрей посадил там одного из младших братьев; сам же, приняв титул великого князя, остался во Владимире на Клязьме. С тех пор Киев должен был разделять свое прежнее значение первопрестольного города с едва известным дотоле Владимиром Залесским. Между тем как последний стал все более и более возвышаться и сделался главою Северо-Восточной Руси, первый продолжал еще служить яблоком раздора для южнорусских князей и переходил во власть то Мономаховичей, то Ольговичей, пока татарским разорением не был нанесен ему окончательный удар*.

______________________

* В Киевском княжестве после главного города заслуживают внимания следующие удельные: Переяславль Русский на реке Трубеже, Белгород, Вышгород, Васильев, Овруч, Туров и др. Переяславль сделался средоточием особого удельного княжества.

______________________

Около половины XII столетия с размножением Игорева потомства Русь распадается на несколько отдельных самостоятельных княжеств, или “земель”; в каждом из них господствует исключительно одна ветвь Игоревичей; в каждом есть свой старший, или великий, князь и младшие, или удельные. По большей части здесь происходят те же междоусобия за старшинство и за волости, которые мы видели в истории сыновей и внуков Ярослава I. В быте и характере различных земель вырабатываются областные особенности в связи с разнообразным составом населения и с географическим положением. Кроме Киевской и Переяславской земли эти следующие:

 

а) СУЗДАЛЬСКАЯ.

Она занимала обширные пространства по верхнему течению Волги и ее притокам. Отличаясь суровым климатом, населенная бедными финскими племенами (весь и меря), она считалась самым последним уделом между волостями Мономаха и потому досталась младшему его сыну, Юрию Долгорукому. Благодаря хозяйственной деятельности Юрия этот глухой край вскоре оживился. Главною заботой князя было построение новых городов, которые он старался наполнять переселенцами из Южной Руси. Таким образом, славянская народность вместе с христианством распространилась на финском Поволжье. Кроме старинных городов Ростова и Суздаля здесь особенно замечательны: Ярославль на Волге, Владимир на Клязьме, Переяславль на Переяславском озере и Юрьев Польский (т.е. полевой) на Колокше, впадающей в Клязьму. Юрий Долгорукий, положивший основание сильному Суздальскому княжеству, однако, предпочитал ему Приднепровье и постоянно стремился в Киев. После смерти своего соперника Изяслава II он наконец достиг своей цели и умер на юге (1157).

Андрей Боголюбский не подражал своему отцу в стремлении к югу; известно, что, получив старшинство в роде Мономаховичей, он не поехал в Киев и продолжал жить на севере. Север представлял более тишины и безопасности от русских междоусобий и половецких набегов, а также и более простора для княжеской власти, чем города Приднепровья. И на севере старым вечевым городам Ростову и Суздалю великий князь предпочел молодой Владимир Залесский. Он сделал этот город столицею Суздальской области и украсил его богатыми храмами (между ними знаменит собор в честь успения Богородицы).

Андрей был первый из русских князей, который решился начать борьбу с волостною системою; так, в собственной земле он не раздавал волостей ни братьям, ни племянникам, ни сыновьям и княжил в ней едино-державно; кроме того, он явно стремился подчинить себе и другие русские области. Когда был завоеван Киев, Боголюбский вступил в борьбу с новгородцами: поход его войска на Новгород окончился неудачей, но великий князь прекратил подвозы хлеба из волжских городов, и новгородцы смирились. (Под конец своей жизни он, однако, утратил господство на юге: племянники его, смоленские Ростиславичи, оскорбленные повелительным тоном Андрея, не хотели более ему повиноваться, и один из них, Мстислав по прозванию Храбрый, разбил многочисленную суздальскую рать, пришедшую усмирять южных князей.) Стремясь восстановить на Руси единодержавие Владимира Великого или Ярослава I, Андрей в то же время хотел быть самодержавным властителем в своем собственном княжестве: он не терпел противоречий, гордо и сурово обращался со своими дружинниками. Негодуя на его чрезмерную строгость, бояре наконец составили заговор и убили великого князя в его любимом городке Боголюбове (1175).

В Суздальской земле произошли смуты и междоусобия: племянники Боголюбского поспорили за старшинство с его братьями. Племянников поддерживало вече старинных городов Ростова и Суздаля, которые завидовали возвышению Владимира, потому что он из младшего, или “пригорода”, сделался “стольным княжеским городом”. “Владимирцы – наши холопы и каменщики, – говорили ростовцы, – пожжем их город и опять поставим там своего посадника”. Но владимирцы мужественно защищали братьев Андрея, и последние взяли верх. Один из них, Всеволод 111 по прозванию Большое Гнездо (т. е. отец многочисленного семейства), успокоил Суздальскую область и расширил ее пределы. Он предпринимал удачные походы на мордву и камских болгар, подчинил себе Рязань, имел влияние на Новгород и на события в Южной Руси. Вообще он может служить образцом севернорусских князей, у которых отличительными свойствами были осторожность, бережливость и постоянство в достижении своих целей. После смерти Всеволода (1212) Суздальское княжение раздробилось и частью утратило свое влияние на остальную Русь*.

______________________

* Всеволод III, недовольный своим старшим сыном Константином ростовским, отдал великокняжеский стольный город Владимир второму сыну, Юрию. Вследствие этого по смерти отца братья начали междоусобие, в котором принял участие и Новгород Великий. Около этого времени новгородцы призвали к себе на княжение третьего сына Всеволода, Ярослава, удельного князя Переяславля-Залесского. Этот суровый князь, поссорившись с гражданами, уехал в их пригород Торжок, захватил многих новгородских бояр и купцов и остановил подвоз съестных припасов из волжских областей. Новгородцы начали терпеть голод. Тогда на помощь к ним явился один из смоленских князей, Мстислав Удалой. “Не быть Торжку выше Новгорода! – сказал он. – Или отыщу мужей и волости, или голову свою положу за Новгород”. Он заключил союз с Константином ростовским, а Ярослав соединился с братом Юрием. Оба ополчения сошлись в Суздальской земле на берегах речки Липицы (близ Юрьева Польского). Мстислав и Константин предлагали мир на выгодных условиях. Юрий и Ярослав, надеясь на численное превосходство своей рати, отвечали гордым отказом и велели никого не щадить в битве, убивать даже и тех, на ком будет шитое золотом оплечье (т.е. знатных людей). Новгородцы сошли с коней, сняли с себя верхнюю одежду, сапоги и пешие ударили на суздальский лагерь, расположенный на холме за дебрями и плетнями. Мстислав с секирой в руке сражался во главе конной дружины. Суздальцы были разбиты. Во время бегства Юрий сбросил с себя доспехи, загнал трех коней и на четвертом в одной рубашке прискакал во Владимир. Видя вдали скачущих всадников, горожане подумали, что это гонцы от князя с известием о победе, и с удивлением узнали между ними самого князя. Он уступил старшему брату владимирский стол (1216). Спустя три года после Липицкой битвы Константин умер, и Владимирское великое княжество опять перешло к Юрию II.

______________________

Ближайшим соседом суздальцев на востоке было многочисленное финское племя мордва. Это дикое и довольно воинственное племя управлялось собственными князьями и долго сохраняло независимость под защитою своих дремучих лесов. Оно занималось отчасти земледелием и пчеловодством, главным же его занятием была охота, и потому мордвины метко стреляли из лука. При своих походах на мордву русские князья обыкновенно старались пользоваться ее внутренними междоусобиями. За мордвою далее на восток лежала земля торгового и богатого народа камских болгар. Но мирные сношения русских городов с болгарами нередко нарушались русскими повольниками, которые грабили болгарских купцов. Болгаре мстили нападениями на пограничные области, а владимирские великие князья, собрав удельных князей, предпринимали походы и осаждали болгарские города. Походы на мордву и болгар совершались обыкновенно по Оке и Волге: пешая рать плыла на судах, а конница ходила берегом. Таковы походы Андрея Боголюбского, Всеволода III и его сына Юрия II. Этот последний для защиты северо-восточных границ от мордвы и болгар построил крепость Нижний Новгород при вцадении Оки в Волгу.

 

b) ЧЕРНИГОВСКАЯ И СЕВЕРСКАЯ

обнимали почти всю речную область Десны с Семью и верхнее течение Оки (земли северян, вятичей и отчасти радимичей); они принадлежали поколению Ольговичей. Впервой земле замечательны города Чернигов, Стародуб и Любеч, а во второй – Новгород Северский, Путивль и Курск. Защищенные густыми лесами, вятичи долго оставались диким языческим племенем и управлялись собственными князьями. Только в XII веке они начали принимать христианство, потеряли окончательно свою самостоятельность и вошли в состав чернигово-северских княжеств. Между тем как Ольговичи черниговские враждовали за Киев с потомками Мономаха, северские должны были вести почти постоянную борьбу со своими южными соседями – половцами.

Половцы заняли почти все южнорусские степи и отрезали от Руси Тмутараканское княжество. Они делились на орды, находившиеся под властью различных ханов, отличались хищным, жестоким характером и, как все кочевники, были хорошими наездниками. Пользуясь междоусобиями князей, они частыми набегами причиняли большое разорение и пленение русским областям. Впрочем, русские князья нередко сами дружились с половецкими ханами, вступали с ними в родство, а в случае неудач искали у них убежища. Но иногда собирались несколько князей и общими силами предпринимали походы против варваров. (Один из походов северских князей воспет в “Слове о полку Игореве”.)

 

c) МУРОМСКАЯ И РЯЗАНСКАЯ

занимали среднее течение Оки и верховья Дона, т.е. земли финских племен муромы и мещеры. Так же, как в Суздальской земле, славянский элемент проникал сюда вместе с городами, которые строили русские князья. Главные из них были: Муром, Рязань и Переяславль Рязанский – все три на берегах Оки, Коломна при впадении Москвы в Оку и Пронск на реке Проне. Эта область считалась самою последнею в уделе Святослава Ярославича и пришлась на долю его младшего сына. Рязанский край, разоряемый половцами, ослабляемый внутренними междоусобиями, не мог успешно бороться за свою самостоятельность с великими князьями владимиро-суздальскими и почти постоянно находился от них в зависимости. Несмотря на плодородие почвы и богатство естественных произведений, население этого края было бедно в сравнении с другими русскими областями. Характер и нравы рязанцев вследствие постоянных войн и борьбы со степными соседями отличались особенно воинственностью и грубостью.

   d) ПОЛОЦКАЯ

лежала в области Западной Двины, Березины и Верхнего Немана (кривичи и дреговичи). Главным, или стольным, городом был Полоцк, а из удельных замечательны Минск, Витебск и Друцк. Здесь господствовали потомки Рогнеды. Между ними более всех известен Всеслав (в XI веке), князь беспокойного, властолюбивого характера и весьма хитрый, так что в народных преданиях он является каким-то чародеем*. Потомки Всеслава, изгнанные из своих уделов великим князем киевским Мстиславом I, во время междоусобия его преемников успели снова овладеть своею наследственной землей. Этот род более других отделился от племени Владимира Великого и мало принимал участия в событиях остальной Руси. Будучи раздроблены на мелкие волости, часто враждебные друг другу, кривские княжества не могли воспрепятствовать Ливонскому ордену утвердиться на берегах Двины в начале XIII века, а спустя несколько времени они сами подвергаются литовскому владычеству.

______________________

* “Слово о полку Игореве” характеризует его следующими словами: “Всеслав днем правил суд народу, назначал князьями города, а ночью рыскал волком; из Киева до петухов перескакивал в Тмутаракань; волком перебегал путь великому Хоросу (солнцу). Ему в Полоцке рано звонили заутреню у святой Софии в колокола, а он слышал звон в Киеве”.

______________________

 

e) СМОЛЕНСКАЯ

находилась в центре всех русских областей, занимая верховья Днепра и Западной Двины (часть кривичей и часть радимичей). Земля эта, пользуясь выгодным положением, имела довольно густое и зажиточное население; города ее отличались торговым, промышленным духом, а жители менее других страдали от внутренних усобиц и от внешних врагов. После Смоленска наиболее известны Торопец, Можайск и Вязьма. Область Смоленская принадлежала дому Мономахова внука Ростислава. Из его потомков особенно прославились Мстислав Храбрый (поразивший рать Андрея Боголюбского) и сын его Мстислав Удалой, князь торопецкий. Последний считается образцом южнорусского князя по своему беспокойному, воинственному характеру, по своим блестящим, но почти бесплодным подвигам.

 

f) ВОЛЫНЬ И ГАЛИЦИЯ.

Волынская область занимала систему рек Припяти и Буга (бужане, часть древлян и угличей). Города: Владимир Волынский, Луцк, Дорогобуж и др. На западе крайними пунктами Волынской земли были Берестье (Брест) и Люблин. Здесь княжила старшая линия Мономаховичей, т.е. потомство Изяслава II. В XII столетии самым замечательным князем этой линии был внук Изяслава Роман, который соединил под властью своего дома Волынь и Галицию.

Галиция, или Червонная Русь, лежит на северо-восточных склонах Карпатских гор, по верхнему течению Днестра и Прута (страна белых хорватов и червонноруссов). Она на Любецком сейме была отдана в удел Васильку и Володарию Ростиславичам. Здесь находились города Перемышль, Теребовль, Звенигород и др.

Основателем собственно Галицкого княжества считается Владимирко, сын Володаря. Он построил на Днестре город Галич и соединил под своею властью всю Червонную Русь. Он питал властолюбивые замыслы на соседнюю Волынь и потому был усердным союзником Юрия Долгорукого в его борьбе с Изяславом II. (Владимирко в особенности известен своею хитростью и коварством.)

Еще сильнее сделалась Галиция при сыне Владимирка, Ярославе Осмомысле*. Он прославился не столько военными делами, сколько внутренним устройством княжества, заботами об умножении населения, об успехах торговли и промышленности. Однако, несмотря на свое могущество, он не мог укротить своеволие галицких бояр. При тесном соседстве с Венгрией и Польшей (в которых господствовало сословие магнатов) боярская аристократия усилилась в Галиче более, нежели в других частях Древней Руси; бояре имели влияние не только на внешнюю политику и внутреннее управление, но вмешивались и в семейные дела князей. (Будучи недовольны влиянием княжеской любимицы Анастасии, бояре сожгли ее живую, избили ее приверженцев и взяли с Ярослава клятву в том, что он будет хорошо жить со своей женой.) Потомство Володаря Ростиславича в скором времени прекратилось (1198), и тогда Галиция перешла во владение Романа Волынского.

______________________

* В “Слове о полку Игореве” поэт такими словами изображает могущество галицкого князя и его господство на всем юго-западе Руси: “Ярослав Осмомысл Галицкий! Ты высоко сидишь на своем златокованом престоле и железными полками своими подпираешь горы Угорские (Карпатские), затворяешь ворота Дуная, заступаешь пути королю (венгерскому), отворяешь по воле ворота Киеву и далеко мечешь своими стрелами”.

______________________

Роман, князь воинственного, энергического характера, прославился своими победами над половцами и Литвою. Первые были так запуганы, что именем его стращали детей, а литовских пленников, по словам предания, он приказывал запрягать в плуги и заставлял их расчищать лесистую почву для пашни, откуда произошла поговорка: “Романе худыми живеши, Литвою ореши”. Завладев Галичем, князь начал борьбу с боярами и беспощадно казнил непокорных. (Любимая его поговорка была: “Не раздавивши пчел, меду не есть”.) Но он не успел окончить этой борьбы и погиб во время одного из своих походов на Польшу. В Галиции и Волыни начались смуты: в их дела вмешивались почти все соседи (венгры, поляки и русские князья). Переходя из рук в руки, Галич на некоторое время достался Мстиславу Удалому, а после его смерти (1228) здесь утвердился сын Романа Даниил. Он возобновил борьбу с непокорными боярами, но не был так жесток, как его отец; с умом и мужеством Даниил Романович соединял замечательное благородство характера.

 

g) НОВГОРОДСКАЯ ОБЩИНА.

Ей принадлежала великая озерная область, которая ограничивалась с одной стороны Финским заливом, Чудским озером и верховьями Волги, с другой – Белым морем и Северною Двиною. Область эта разделялась впоследствии на пять частей, называвшихся пятинами. Население отчасти состояло из северной отрасли кривичей, а главную массу составляли финны (чудь, ижора, весь). Почва местами песчаная, местами топкая и очень лесистая, неудобна для земледелия, и край этот нередко был посещаем голодными годами, но обилие водных путей и торговый предприимчивый дух жителей с избытком вознаграждали бедность почвы. Столица области Новгород лежал на обоих берегах реки Волхова; одна сторона его называлась Софийскою (от соборного храма святой Софии), другая – Торгового; кроме того, он разделялся на пять главных частей, или концов*. Замечательнейшие пригороды были: Ладога, Руса, Великие Луки, Торжок и Псков. Сначала Новгород находился в полной зависимости от великих князей киевских, но, упорно стремясь к самостоятельности, он мало-помалу приобрел выборное общинное управление. Ярослав I за услуги, оказанные ему новгородцами в борьбе с Святополком, даровал им разные льготы; дальнейшему развитию их общинного быта помогли соперничество разных линяй княжеского дома и богатства, приобретенные торговлею. Община стала называть себя “Господин Великий Новогород!”. Верховная власть сосредоточилась в руках веча, т.е. народного собрания. Оно собиралось по звону вечевого колокола на так называемом дворе Ярослава и решало самые важные вопросы, а именно определяло мир или войну, избирало и сменяло высших сановников, судило важнейшие преступления и т.д. На вече сходились все новгородские граждане, и дела решались большинством голосов; когда же меньшинство не хотело согласиться, его принуждали к тому силою. Такое неопределенное устройство веча часто подавало повод к беспорядкам, и нередко доходило дело до драки. Иногда собирались два веча: одно на Торговой (на дворе Ярослава), другое на Софийской стороне (у собора святой Софии), и распрю свою они кончали обыкновенно общим рукопашным боем на Волховском мосту, если архиепископ с духовенством вовремя не успевали прекратить междоусобие.

______________________

* Имена пятин: Бежецкая, Вотская, Деревская, Шелонская и Обо нежская. Имена концов: Словенский, Неревский, Людин, Плотницкий и Загородский. На Софийской стороне был еще детинец, или кремль, окруженный каменной стеной; здесь находился соборный храм святой Софии и подле него – дом архиепископа.

______________________

Рядом с вечем в Новгороде продолжала существовать и княжеская власть, но она должна была уступить вечу первое место и даже находилась от него в зависимости. Граждане принимали князя на условиях, а потом в случае неудовольствия “показывали ему путь” из Новгорода, говоря: “Мы не хотим тебя, ступай куда хочешь”, и призывали другого. Впрочем, недовольные князья иногда сами покидали город, в котором принуждены были играть второстепенную роль. (Так, в течение одного ХII столетия их переменилось здесь до 30.) Главную обязанность князя составляла защита от внешних врагов, в некоторых случаях ему принадлежал верховный суд над гражданами. Вторым сановником после него был посадник, избиравшийся из богатых влиятельных фамилий, он судил вместе с князем и заменял его в случае отсутствия в городе и на войне. Находящийся в должности посадник назывался “степенным” в отличие от прежних, или “старых”. Между князем и посадником нередко происходили споры, которые решало вече*.

______________________

* После Липицкой битвы Мстислав Удалой княжил в Новгороде около двух лет (отец его также был здесь князем и погребен в Софийском соборе). Не в его характере было оставаться долго на одном месте. В 1218 году он объявил народу на вече: “Кланяюсь святой Софье, гробу отца моего и вам; иду добывать Галич (от венгеров), а вас не забуду”. Несмотря на просьбы граждан, Мстислав уехал. Новгородцы призвали к себе родственника его Святослава, одного из смоленских князей. Но последний завел распрю с посадником Твердиславом. Начались смуты: одна часть граждан восстала на посадника, другая вооружилась для его защиты. Целую неделю в городе происходили драки и бурные веча. Наконец обе стороны помирились и целовали крест. Но тут Святослав прислал на вече своего тысяцкого сказать, что не хочет быть вместе с Твердиславом и отнимает у него посадничество. “В чем он виноват?” – спросили новгородцы. “Без вины”, – отвечал тысяцкий. “Радуюсь, что на мне нет никакой вины, – заметил Твердислав, – а вы, братья, вольны и в князьях, и в посадниках”. Тогда народ велел сказать князю: “Ты целовал нам крест без вины мужа не лишать власти, и потому мы тебе кланяемся (то есть можешь уходить, если хочешь), посадник наш, и по-твоему не сделаем”. Князь должен был помириться с посадником.

______________________

Далее следовали тысяцкий, старосты концов, сотские и другие выборные власти. Кроме того, с ранних времен в Новгороде начали выделяться знатные, или боярские, роды, которые возвысились над простыми гражданами (смердами) преимущественно своим богатством и сосредоточивали в своих руках главные торговые обороты или большие поземельные владения. Духовная власть принадлежала владыке, или архиепископу, который принимал важное участие в гражданских делах и особенно старался о примирении враждебных партий. Во время войны он выставлял особый полк со своих земель. Владыка был избираем по жребию и ездил на поставление к русскому митрополиту. Сначала к жребию прибегали в случае разногласия, потом он обратился в обычай. Обыкновенно вече назначало трех кандидатов. Записки с их именами клали на трапезу в Софийском соборе и посылали туда мальчика или слепца (впоследствии священника); он брал два жребия: чей оставался на трапезе, тот считался избранным святой Софией и становился архиепископом.

Около половины XIII столетия, когда Новгород принял деятельное участие в ганзейской торговле и Ганза учредила в нем одну из главных торговых контор, он достигает полного развития своих сил. Господство его простиралось почти на весь север Европейской России; отдаленные финские племена (пермь, печора, югра) платили ему дань дорогими мехами и серебром. Новгородские дружины не ограничивались одним взиманием дани с инородцев; в их земле они нередко строили новые города и таким образом распространяли славянскую колонизацию на дальнем северо-востоке России. Так произошли земли Двинская, или Заволочье, Вологодская, Поморская и др. Утверждению русского господства в тех странах помогали особенно походы отважной новгородской молодежи, известной под именем повольников или “ушкуйников” (ушкуй – лодка). Отряды повольников спускались на лодках вниз по Волге или поднимались вверх по ее притокам, грабили прибрежных жителей, а иногда покоряли новые племена или полагали основание новым самостоятельным общинам. Такую самостоятельную общину образовала земля Вятская. В 1174 году дружика новгородских повольников из Волги поднялась вверх по Каме, потом вошла в реку Вятку и тут на высоком берегу увидала селение, укрепленное рвом и валом. Место понравилось новгородцам, и они решили им овладеть. Несколько дней они говели, молились, потом сделали приступ и взяли город. Усиленные новыми выходцами, колонисты покорили часть окрестных вотяков и черемисов и построили город Хлынов при впадении Хлыновицы в Вятку. Они составили особую общину, которая имела новгородское устройство и управлялась собственным вечем. Самостоятельность Вятской общины продолжалась около 300 лет.

После главного города второе место по богатству и значению в Новгородской области занял Псков (близ впадения реки Великой в Псковское озеро). Сначала, как и все пригороды, он управлялся посадником, которого назначало новгородское вече, но с XII столетия псковитяне обнаружили стремление завести у себя самостоятельное общинное управление и иметь особого князя. Впоследствии они достигли своей цели и, подобно новгородцам, приняли участие в ганзейской торговле*. В то же время Псков является главным оплотом русских пределов со стороны ливонских рыцарей.

______________________

* Замечательная поговорка, указывающая на тесные связи древних новгородцев и псковитян: “Душа – на Волхове, сердце – на Великой”.

______________________

 

ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН.

Прибалтийский край, заключающийся между Западною Двиной и Финским заливом, был заселен в северной части чудским племенем (эсты), а в южной – смесью литвы и чуди (латыши и ливы); в первой мало-помалу распространили свое господство новгородцы, а во второй – полоцкие князья. В земле чуди находился крепкий русский город Юрьев, а в области латышей полоцким князьям принадлежали два городка на Двине: Кукейнос и Гериске. Когда германские купцы завели на Двине торговлю с туземцами, бременский архиепископ во второй половине XII века прислал сюда монаха Мейнгарда в качестве миссионера. Мейнгард начал крестить ливов, строить церкви и был поставлен первым епископом Ливонии. Заметив наконец властолюбивые замыслы пришельцев, туземные обитатели восстали против немецких проповедников, и принявшие христианство опять возвращались к язычеству; многие из них погружались в Двину, думая смыть с себя крещение и отослать его обратно в Германию*. Тогда римский папа велел проповедовать крестовый поход против ливонцев. Епископ Альберт Буксгевден прибыл с крестоносным ополчением на берега Двины, построил город Ригу (1200) и с разрешения папы основал духовный рыцарский орден под именем Братства креста Господня, или Ордена меченосцев. С тех пор туземцы, несмотря на упорную борьбу, мало-помалу покорились немцам я силою оружия обращены были в христианскую веру. Слабые полоцкие князья тщетно старались остановить успехи рыцарей, а новгородцы, занятые внутренними делами, вначале не обратили на них должного внимания. Получая постоянные подкрепления из Западной Европы, рыцари взяли города Юрьев, Дерпт, Медвежью Голову (по-чудски – Оденпе) и др., впоследствии купили у датчан Эстонию с городом Колывань (Ревель) и таким образом, овладели всем пространством, известным теперь под именем Балтийского, или Остзейского, края. Они усеяли страну крепкими замками (Венден, Феллин, Вейсенштейн и др.), которые держали в страхе туземцев и надолго утвердили здесь суровое владычество ордена. Туземное литовское и финское население обращено было в крепостное состояние. Дальнейшему распространению немецкого владычества на соседние области много мешали внутренние раздоры. Магистр, или начальник, ордена скоро сделался сильнее рижского архиепископа и не только не считал себя его вассалом, а, напротив, хотел и его подчинить своему влиянию; отсюда возникала между ними долгая и подчас ожесточенная вражда.

______________________

* Так рассказывает “Древняя ливонская хроника” Генриха Латыша, жившего в XIII веке.

______________________

  Из книги Д. И. Иловайского «Краткие очерки русской истории» 1860 год

Похожие статьи
При перепечатке просьба вставлять активные ссылки на ruolden.ru
Copyright oslogic.ru © 2024 . All Rights Reserved.