Н. И. Костомаров
Царевич Алексей Петрович
Преобразовательные намерения Петра Великого возбуждали множество недовольных, готовых противодействовать царю всеми мерами внутри России, но из всех противников его духа первое место, по достоинству породы, занимал его родной сын, царевич Алексей. Он был рожден от первой супруги Петра, Евдокии Лопухиной, 18 февраля 1690 года. Петр никогда не любил вполне своей жены, а сошедшись в Немецкой слободе с Анною Монс, почувствовал отвращение к своей супруге. Это неприязненное чувство развивалось по мере пристрастия государя к иноземщине, которая увлекала его к решительным мерам против старинных русских порядков и обычаев. Евдокия не только не сочувствовала в этом Петру, но как бы назло ему была ревностною поклонницею старины заодно со своею близкою роднею — Лопухиными. Петр пытался сначала убедить жену свою добровольно вступить в монастырь, но все старания его достигнуть этой цели оказались безуспешными. Тогда Петр приказал Евдокию против ее воли отправить в Суздальский Покровский девичий монастырь, и там она была насильно пострижена под именем Елены. Восьмилетний сын ее, Алексей, был разлучен с матерью; воспитание его поручено было сначала Никифору Вяземскому, потом немцу Нейгебауеру, а когда этого немца за дерзость и высокомерие царь удалил, учителем царевича стал другой немец, Гюйсен. Он выучил царевича по-французски и преподавал ему научные предметы на французском языке. В 1705 году Петр отозвал Гюйсена к дипломатическим поручениям. Царевич остался без учителя, с одним своим воспитателем Никифором Вяземским, а сверх того, наблюдение над ходом учения поручено было Меншикову, которому, однако, некогда было следить за царевичем, постоянно жившим в Москве, тогда как Меншиков пребывал в Петербурге и часто был отвлекаем разными военными морскими и административными предприятиями.
Москва, старая столица России, естественно стала тогда важнейшим средоточием против преобразований, начатых Петром. Царевич, по чувству сердечной памяти о матери, не питал нежных чувств к родителю, а суровое и грозное обращение отца с сыном еще более охладило Алексея к Петру. Редко он мог видеть родителя, постоянно занятого военными делами. Царевича окружили люди, недружелюбно относившиеся к затеям государя. Это были четверо Нарышкиных, пять князей Вяземских, домоправитель царевича Еварлаков, сын кормилицы царевичевой Колычев, Крутицкий архиерей Илларион и несколько протопопов, из которых один, Яков Игнатьев, был духовником царевича и имел на него громадное нравственное влияние. Однажды в Преображенском селе, в своей спальне, перед лежащим на стольце Евангелием, царевич дал своему духовнику клятвенное обещание слушать его во всем, как ангела Божия и Христова апостола, считать его судьею всех своих дел и покоряться во всем его советам. Царевич проводил время сообразно старинным приемам русской жизни: то слушая богослужение и занимаясь душеспасительными беседами, то учреждая пиры, постоянным участником которых был и его духовник. Подобно тому, как родитель царевича устроил ради потехи всепьянейший собор2 и раздавал разные клички членам этого собора, царевич Алексей составил около себя такой же кружок друзей и всех их наделил насмешливыми прозвищами (отец Корова, Ад, Жибанда, Засыпка, Захлюста, Молох, Бритый, Грач и пр.). Они хвастались своим пьянством. “Мы вчера повеселились изрядно, — писал однажды царевич к своему духовнику, — отец духовный Чиж чуть жив отошел до дому, поддержим сыном”, а в письме царевича один из собеседников его, Алексей Нарышкин, приписал: “Мы здесь зело в молитвенных подвигах пребываем, я уже третий день не маливался, и главный наш не умножает”.
Но забавы царевича не походили на забавы его родителя в том, что царевич всегда относился с сердечным уважением ко всему церковному и не позволял себе делать таких кощунских выходок, какие замечаются в чиноположении Петрова всепьянейшего собора. Зато не менее родителя царевич при случае показывал жестокость и грубость в обращении со своими собеседниками; самого духовника своего, которого называл своим первейшим другом, царевич не раз пугал и за бороду драл. “И другие, — писал ему этот духовник, — от милостивого наказания твоего и побои изувечены и хрычат кровию”. Своего наставника Вяземского царевич тоже драл за волосы и бил палкой. Несмотря на такие грубые вспышки, царевич Алексей, будучи по природе бесхарактерен, находился под влиянием своих друзей и особенно Якова Игнатьева, который служил ему тайным посредником по отношению к заточенной матери. При его посредстве царевич однажды съездил к ней в Суздаль, но царевна Наталья, любимая сестра Петрова, проведала об этом и донесла брату. Царь сильно разгневался и потребовал сына к себе в Польшу, где сам в то время находился. Царевич обратился к Екатерине, и только ее ходатайству обязан был тем, что получил от родителя прощение.
В 1709 году царевич по воле родителя был оторван от московского круга друзей, отправлен в Дрезден учиться геометрии и фортификации, а через два года женился на сестре супруги немецкого императора Карла VI, вольфенбюттельской принцессе Шарлотте. Брак совершен был в Торгау 14 октября 1711 года, в присутствии Петра. Алексей не чувствовал никакой любви к этой особе и женился на ней единственно из угождения воле родителя, не смея ему противиться по трусости и слабости характера. Супруга его была совсем не такая женщина, чтобы впоследствии расположить к себе сердце мужа и оказать на него доброе нравственное влияние. Это была немка до костей, до глубины души. Она окружала себя исключительно иноземцами, не терпела русских и всей России. Молодая чета поселилась в Петербурге, в особом дворце, но жила не роскошно, и кронпринцесса, как титуловали в то время жену царевича, беспрестанно жаловалась, что ей дают мало средств. Петр пытался приучить своего сына любить то, что сам любил, и посылал его по разным поручениям, например, наблюдать за постройкою судов в Ладоге, но царевич повиновался нехотя, из-под палки и не показывал ни малейшего расположения следовать туда, куда направлял его отец. Алексей боялся родителя. Сам родитель впоследствии объявлял, что желая приучить сына к делу, не только бранил его, но и бивал палкою. Однажды Петр хотел проэкзаменовать сына из геометрии и фортификации. Царевич боялся, что царь заставит его при себе чертить планы, и, чтобы избавиться от такого неприятного испытания, выстрелил себе из пистолета в ладонь, пуля не попала в руку, но рука была обожжена. Отец увидел обожженную руку сына и допрашивал его, что это значит. Алексей чем-то отолгался, но избавился от угрожавшего ему испытания. Все в нем составляло противоположность отцу. Петра занимало кораблестроение, военное искусство, всякого рода ремесла и промыслы; царевич с любовью углублялся в чтение благочестивых книг, в рассказы о чудесах и видениях, которым Петр не верил. Чем больше Петр всматривался в поведение своего сына, тем более приходил к убеждению, что он не годится быть его преемником на престоле, к чему готовило Алексея право рождения. Петр перестал им заниматься и в продолжение многих месяцев не говорил с ним ни слова, но не решался отстранить его от престолонаследия, потому что некем было его заместить.
В 1714 году Екатерина стала беременною, но в то же время была уже во второй раз беременною и супруга Алексея, Шарлотта. Кронпринцесса разрешилась от бремени 12 октября сыном Петром, а через десять дней скончалась. Тогда Петр в самый день погребения невестки вручил сыну письмо, в котором укорял его за то, что он не показывал никакой охоты к занятиям делами правления, а наиболее за то, что царевич “ниже слышать хощет о воинском деле, чем мы от тьмы к свету вышли”. Царь убеждал его исправиться, а в случае неисправления грозил отрешить от наследства. Письмо это подписано было задним числом, за 16 дней до его отдачи, а на другой день после отдачи Екатерина родила Петру сына, Петра. Царевич советовался с близкими лицами, Вяземским и Александром Кикиным, обращался также к людям сильным — адмиралу Апраксину и князю Василию Владимировичу Долгорукому. Кикин и Вяземский прямо советовали ему удалиться на покой, а князь Василий Долгорукий говорил ему двусмысленные слова: “Давай писем хоть тысячу, еще когда-то будет — старая пословица “улита едет, когда-то будет”. — Это не запись с неустойкою, как мы преж сего меж себя давывали”. Хитрый боярин дал царевичу понять, что, по его соображениям, как он ни вывертывайся, а ему несдобровать. Царевич через три дня после получения письма послал царю ответ, в котором сознавался, что “памяти весьма лишен и всеми силами умными и телесными от различных болезней ослабел и непотребен стал к толикаго народа правлению”. Он отрекался от наследства, предоставляя его своему новорожденному брату и призывал во свидетели Бога, что не станет более претендовать на корону.
Петр после того заболел так тяжело, что даже исповедовался и причащался в чаянии кончины. По выздоровлении, уже в 1716 году, царь написал царевичу письмо, служившее как бы ответом на то, которое царевич писал до болезни родителя. Петр написал сыну, что не верит клятве и привел изречение Давида: “Всяк человек ложь”. “Да наконец, — выражался Петр, — если бы ты и истинно хотел хранить клятву, то возмогут тебя склонить и принудить большие бороды, которые, ради тунеядства своего, не в авантаже обретаются, к которым ты и ныне склонен зело”. Затем Петр дал ему на выбор, или изменить свой нрав и сделаться достойным наследником престола, или постричься в монахи. “Иначе, — кончал свое письмо Петр, — я с тобою, как со злодеем, поступлю”.
Испуганный царевич обратился опять за советом к Вяземскому и Кикину. Оба советовали ему идти в монастырь. Кикин прибавил при этом: “Ведь клобук не гвоздем к голове прибит, можно его и снять, а вперед что будет, кто знает!” Сообразно этому совету, царевич написал Петру: “Желаю монашеского чина и прошу о сем милостивого позволения”.
Но Петр через неделю посетил сына и сказал ему: “Это молодому человеку нелегко, одумайся, не спеши, подожди полгода”.
Вскоре Петр уехал за границу. Алексей остался в Петербурге в томительной нерешительности. Его приятель Кикин уехал за границу высмотреть для царевича какое-нибудь убежище в случае крайней опасности.
В августе 1717 года Петр из-за границы прислал сыну письмо и требовал или ехать к нему, не мешкавши более недели, или постричься и уведомить отца, в каком монастыре и на какое время он пострижен. Это до того испугало царевича, что он решился бежать. “Я вижу, — говорил он, — что мне сам Бог путь правит. Мне снилось, что я церкви строю”.
Занявши у Меншикова и у некоторых других лиц несколько тысяч червонцев, Алексей поехал как будто к отцу по его приказанию, а на самом деле с намерением укрыться от его гнева и найти защиту у кого-нибудь из иноземных государей. На дороге в Либаве Алексей свиделся с Кикиным, возвращавшимся в отечество. Кикин советовал ему ехать в Вену и отдаться под покровительство цезаря. Так царевич и поступил. Он поехал в Вену под вымышленным именем польского шляхтича Коханского.
21 ноября старого стиля, в 9 часов вечера, царевич, оставивши свой багаж и прислугу в гостинице, находившейся в Леопольдштадте, сам поехал во Внутренний город (Так называются части города Вены), остановился на площади в трактире “Bei Klapperer” и отправил оттуда своего служителя к вице-канцлеру Шенборну с просьбою допустить его по важному делу. Шенборн был уже раздет и объявил посланному, что он оденется и пойдет к царевичу сам, но не успел Шенборн одеться, как царевич явился к нему и первым его делом было попросить удалиться всех и выслушать его наедине.
— Я пришел искать протекции у императора, моего свояка, пусть он спасет жизнь мою, меня хотят погубить и моих бедных детей лишить короны.
— Успокойтесь, — сказал ему Шенборн, — вы здесь в совершенной безопасности. Расскажите спокойно, в чем ваше несчастие и чего вы желаете.
Царевич продолжал:
— Отец хочет меня погубить, а я ничем не виноват. Я не раздражал его, я слабый человек. Меня Меншиков так нарочно воспитал; меня споили, умышленно расстроили мое здоровье.
Теперь отец говорит, что я не гожусь ни к войне, ни к правлению, хочет меня постричь и засадить в монастырь, чтоб отнять наследство… Я не хочу в монастырь… Пусть император охранит мою жизнь.
Царевич, говоря эти слова, не мог стоять на одном месте, бегал по комнате, перевернул кресло, потом остановился и попросил пива, но пива близко не было, ему подали мозельвейну. Царевич выпил и сказал:
— Ведите меня сейчас к императору. Шенборн сказал ему:
— Теперь поздно, прежде надобно представить его величеству правдивое и основательное изложение вашего дела, тем более, что мы ничего не слыхали подобного относительно такого мудрого монарха, как ваш родитель.
— Отец был ко мне добр, — сказал царевич, — пока не родились у жены моей дети и она умерла… С тех пор пошло все хуже и хуже, особенно после того, как новая царица родила сына. Она с Меншиковым раздражила против меня отца, у них нет ни Бога, ни совести; я ничего отцу не сделал, люблю и почитаю его, как велят заповеди Божий, но не хочу постригаться и тем делать вред моим бедным малюткам. Я никогда не имел охоты к солдатчине, сидел дома тихо, вдруг прошлого года отец стал принуждать меня отказаться от наследства и постричься, а недавно прислал с курьером приказание, чтобы я или постригался, или ехал к отцу. Я постригаться не хочу, а ехать к отцу, значит ехать на муки. Так, я написал отцу, что приеду, а сам, по совету добрых друзей, приехал к императору, он государь великий и великодушный, притом же он мне свояк. Я знаю, говорили, будто я дурно обращался с моею женою, сестрою ее величества императрицы. Это неправда, не я, а отец мой и царица обращались с нею, как с девкою. Я предаю себя и своих детей в защиту императору и умоляю не выдавать меня отцу, он окружен злыми людьми и сам человек жестокий и свирепый, много пролил невинной крови, даже собственноручно казнит осужденных, он гневен и мстителен, думает, что имеет над людьми такое же право, как сам Бог. Если император меня выдаст ему, то это все равно, что на смерть.
Шенборн сказал ему:
— Неудовольствие между отцом и сыном — вопрос щекотливый; я нахожу, что вы поступите благоразумнее, если для избежания толков в свете, не будете требовать свидания с их величествами, а предоставите оказать вам явную или тайную помощь и найти средства примирить вас с отцом.
— Примирить меня с отцом нет никакой надежды, — сказал царевич, — если отец будет ко мне и добр, то мачеха и Меншиков уморят меня оскорблениями или опоят ядом. Пусть император дозволит мне жить у него либо открыто, либо тайно.
Вице-канцлер уговорил его подождать ответа до завтрашнего дня, и царевич ушел на свою квартиру.
На другой день, после секретного разговора с императором, вечером вице-канцлер сообщил царевичу, что император будет стараться примирить его с родителем, а до того времени признает за лучшее содержать его втайне.
Царевич согласился и был отправлен в Тироль под видом государственного преступника. Его поместили в крепости Эренберге, лежащей посреди гор, на высокой скале. Коменданту приказали содержать его прилично, на сумму от 250 до 300 гульденов в месяц и, чтобы сохранить тайно его пребывание, запретили солдатам и их женам выходить за ворота крепости, а караульным — вести с кем бы то ни было разговоры о том, кто привезен в крепость, на всякие вопросы приказано им отзываться незнанием.
Между тем Петр, находившийся в Амстердаме и не дождавшись сына, смекнул, что царевич убежал, и сразу догадался, куда он направил свой путь. Петр вызвал из Вены своего резидента Веселовского, дал указ разведывать о царевиче и написал императору Карлу VI письмо, в котором просил императора: “Если бы непослушный сын русского царя оказался явно или тайно в его владениях, выслать его под караулом для отеческого исправления”.
Веселовский подал императору письмо Петра, но ни император, ни его министры не объявили тайны Веселовскому. Зато Веселовский сам напал на след царевича и известил Петра, что он находится в Тироле. Об этом узнал император и послал к царевичу совет переехать подалее — в Неаполь. У царевича была любовница, уехавшая с ним из России, крепостная девушка Вяземского, по имени Евфросиния. Оставивши прислугу свою в Эренбурге, царевич с нею отправился в Неаполь и 17 мая н. с. 1717 года был помещен в замке Сент-Альмо, господствующем на холме над городом.
Не долго пришлось проживать ему в этом убежище. Когда царевича везли туда, за ним следом ехал капитан Румянцев и потом сообщил все царю. Петр вместе с этим Румянцевым отправил в Вену своего приближенного Петра Толстого домогаться у императора выдачи царевича, обещая от имени отца ему прощение, если же император не согласится на выдачу, то по крайней мере добиться свидания с царевичем и убедить последнего воротиться в отечество. Император не согласился на выдачу, но дозволил Толстому и Румянцеву уговаривать Алексея вернуться на родину. Много способствовала этому теща императора, мать умершей жены царевича, которая не хотела доводить до крайности раздор между отцом и сыном, чтобы это не повредило ее внукам. Отпустивши доверенных Петра в Неаполь, император поручил управлявшему его южно-итальянскими владениями в звании вице-короля Дауну содействовать, чтобы царевич добровольно согласился воротиться к отцу, но если царевич не поддастся никаким убеждениям, то уверить его, что он может оставаться в безопасности в императорских владениях.
Толстой с Румянцевым приехал в Неаполь 24 сентября 1717 года. Вице-король Даун тотчас пригласил царевича к себе, чтобы доставить возможность посланцам Петра видеть его. Толстой передал царевичу письмо отца. Петр писал: “Обнадеживаю тебя и обещаю Богом и судом Его, что никакого наказания тебе не будет, но лучшую любовь покажу тебе, если ты воли моей послушаешься и возвратишься”.
Царевич не поддавался ни за что. Через два дня Даун опять устроил у себя свидание царевича с присланными русскими. Толстой начал пугать царевича. Трусливый Алексей обратился к Дауну и спрашивал его, будет ли защищать его император, если отец станет требовать его вооруженной рукой. Даун отвечал:
— Император очень желает, чтобы вы примирились с родителем, но если вы считаете небезопасным для себя возвращение на родину, то извольте оставаться, император настолько силен, что может охранить тех, которые отдаются под его протекцию.
Ободренный царевич опять не поддался на увещания Толстого, но по своей слабохарактерности прибегнул к уловкам: сказал, что повременит, подумает и после того уже не поехал в третий раз на разговор с Толстым и Румянцевым в дом вице-короля.
Тогда Толстой подкупил за 60 червонцев секретаря Даунова, Вейнгардта, с тем, чтобы тот лично от себя попугал царевича и тем убедил его к возвращению. Вейнгардт поехал к Алексею в замок и стал ему говорить: “Императорская протекция не совсем для вас надежна. Царь объявляет, что прощает сына, а сын не едет, если царь вздумает вести войну, то император нехотя выдаст сына отцу”.
Слова Вейнгардта так растревожили царевича, что он сам написал записку к Толстому и просил приехать к нему, только без Румянцева, которого он особенно боялся. Толстой приехал к нему и сказал: “Вот я получил от государя письмо. Он собирает войско, хочет его вести в Силезию и доставать оружием своего сына, а сам собирается ехать в Италию. Не думай, что он тебя видеть здесь не может, кто ему запретит?”
Царевич поколебался и сказал: “Я бы поехал к отцу, если бы у меня не отняли Евфросинию и дозволили жить с нею в деревне”.
Затем он обещал еще подумать. Толстой приступил к Дауну и начал просить попугать царевича разлукою с Евфросиниею. Даун на самом деле не смел отнять Евфросинии у царевича, но попугать его разлукою с нею счел дозволительным, потому что царевичу от лица императора было уже заявлено, что если отец сердится на него за то, что он возит с собою какую-то женщину, то царевич должен знать, что императору неприличным кажется заступиться за поступки, достойные порицания. Вице-король велел сказать царевичу, что прикажет отлучить от него женщину, которая ездит с ним в мужской одежде. Испуганный царевич посоветовался с Евфросиниею, а Евфросиния сказала ему, что лучше всего покориться отцовской воле и просить у отца прощения. Это обстоятельство решило все. Царевич на другой день объявил Толстому, что согласен ехать в отечество, если ему позволят жениться на Евфросинии и жить с нею в деревне. Толстой, как царский уполномоченный, дал от имени царя согласие. Царевич прежде поехал в Бар на поклонение мощам Св. Николая. Толстой и Румянцев последовали за ним неотступно, а по возвращении с богомолья, 14 октября, царевич выехал из Неаполя по дороге на Рим со своими неразлучными дядьками. Толстой и Румянцев очень боялись, чтобы царевич под какими-нибудь впечатлениями не изменил своего решения, пока не выедет из императорских владений, а потому не стали останавливаться в Вене, проехали ее ночью и спешили поскорее убраться за пределы императорских владений, но в Брюнне они были задержаны генерал-губернатором Моравии, графом Колоредо, который получил от императора приказание не пропускать путешественников, прежде чем узнает от царевича причину, почему он не представился императору в Вене, и пока не удостоверится, что царевича везут не по неволе. 23 декабря Колоредо виделся с царевичем и получил от него ответ, что он не явился к императору единственно по причине дорожных обстоятельств, не имея приличной обстановки. В это время Толстой сообщил царевичу новое письмо отца, в котором Петр изъявил согласие на брак Алексея с Евфросиниею и проживание с нею в деревне. Это обещание вполне успокоило царевича. Колоредо отпустил его. За ним медленно следовала беременная Евфросиния другою дорогою, вместо Вены на Нюренберг и Берлин. Царевич со своими дядьками направлялся прямо в Москву, и во время проезда по России видел в народе знаки расположения к себе. “Благослови, Господи, будущего государя нашего”, — кричал народ. 31 января царевича привезли в Москву.
3 февраля было первое свидание Алексея с родителем. Царь приказал собраться в ответной палате Кремлевского дворца духовным сановником, всяких чинов людям, “кроме подлого народа”, и сам стоял в этом собрании. Вошел царевич вместе с Толстым и, как только увидел государя, повалился к нему в ноги и с плачем просил прощения в своей вине. “Встань, — сказал царь, — объявляю тебе свою родительскую милость”. Петр начал припоминать, как он обучал его, готовя сделать своим наследником, но сын презрел это и не хотел обучаться тому, что было нужно для его будущего сана; потом выговаривал его последнее преступление — бегство из отечества и обращение к иноземному государю. Царевич не мог приносить никакого оправдания, просил только простить его, а от наследства отказывался.
“Я покажу тебе милость, — сказал Петр, — но только с тем, чтобы ты показал самую истину и объявил о своих согласниках, которые тебе присоветовали бежать к цезарю”.
Алексей Петрович хотел было что-то говорить, но царь перебил его и приказал стоявшему близ него Думашеву во всеуслышание читать приготовленный печатный манифест. По окончании чтения царь сказал: “Прощаю, а наследия лишаю”.
После этих слов царь вышел, и за ним последовали все присутствовавшие в Успенский собор. Здесь царевич Алексей произнес присягу перед Евангелием в том, что никогда, ни в какое время не будет искать, желать и под каким бы то ни было предлогом принимать престола, а признает своим истинным наследником брата своего Петра Петровича. Царевич подписался на присяжном листе. За ним присягали и также подписались все присутствовавшие.
Из собора царь вместе с царевичем отправились в Преображенское село на обед. В 3 часа пополудни туда съехались министры и сенаторы, пили и веселились. В этот же день был опубликован манифест, обращенный ко всему русскому народу, уже прежде прочитанный во дворце Думашевым. В этом манифесте объявлялось о давней и постоянной неохоте царевича к воинским и гражданским делам, об его безнравственности, о том, что он еще при жизни своей жены “взял некую бездельную и работную девку” и с оною жил явно беззаконно, что это способствовало смерти его жены. Потом излагалась история его побега, сообщалось, между прочим, что императорский наместник в Неаполе объявил царевичу, что цезарь не станет держать его в своих владениях, наконец объявлялось, что царь “отеческим сердцем о нем соболезнуя”, прощает его и от всякого наказания освобождает, но лишает наследства после себя, “хотя бы ни единой персоны царской фамилии не оставалось”, а вместо отрешенного от наследства назначает своим наследником другого своего сына, Петра, которого все подданные должны признать в качестве наследника престола посредством целования креста. Затем все, которые станут признавать Алексея наследником престола, объявлялись изменниками.
На другой день после объявления манифеста царевичу задали вопросные пункты, требовали от него показаний не только о действиях, но и о словах, какие он произносил сам, и какие он слышал от других в разное время. Вопросные пункты оканчивались такими зловещими словами: “Ежели что укроешь, а потом явно будет, то на меня не пеняй, понеже вчерась пред всем народом объявлено, что за сие пардон не в пардон”.
Мелкая, эгоистическая натура Алексея проявилась во всей силе. Царевич настрочил показание, в котором прежде всего очернил Александра Кикина, как главного советника к побегу, показал, что говорил своему камердинеру Ивану Болыному-Афанасьеву о своем намерении бежать, но не получил одобрения; показал на Дубровского, которому передавал деньги для своей матери; показал на своего учителя Вяземского, на сибирского царевича, на Ивана Кикина, на Семена Нарышкина, на князя Василия Долгорукого и на свою тетку, царевну Марию Алексеевну. Оговорил Кейля, секретаря имперского канцлера Шенборна, будто он принуждал его писать письма сенаторам и архиереям, хотя эти письма и не были им посланы. Показание царевича не заключало, однако, полной искренности. Он раскрывался только вполовину, так что его показания могли притянуть других в беду, а о себе всего не сказал.
Александра Кикина вместе с Большим-Афанасьевым схватили в Петербурге, привезли в Москву и подвергли страшным истязаниям в Преображенском приказе. Его пытали четыре раза. Кикин упорно запирался, отрицал справедливость показаний царевича, наконец после новых, невыносимых мучений, сказал: “Я побег царевичу делал и место сыскал в такую меру, когда бы царевич был на царстве, чтоб был ко мне милостив”. Его приговорили к колесованию.
На другой день после казни истерзанный Александр Кикин лежал на колесе еще живой, царь подъехал к нему, слушал, как он стонал, вопил и молил отпустить душу его на покаяние в монастырь. Петр приказал отрубить ему голову и воткнуть на кол.
Камердинер Иван Большой-Афанасьев оговорил многих, но не спас себя, и его приговорили к смерти, но приговор отложили. То же сделали и с Дубровским, сообразно показаниям царевича.
Сенатора князя Василия Долгорукого привезли из Петербурга скованным в Москву. Этого человека никак не могли обвинить в соучастии с царевичем, которого он хорошо понимал, но ему поставили в вину некоторые остроты, произнесенные им неосторожно. Так, например, когда начали говорить, что царевич возвращается в Россию, князь Василий сказал: “Вот дурак, поверил, что отец посулил ему жениться на Афросинье! Жолв ему, а не женитьба, черт его несет; его, дурака, обманывают нарочно”. Василия Долгорукого отправили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Соликамск. Учитель Вяземский отписался, показавши, что ничего не знал об умыслах царевича, который давно уже не любит его и теперь наговорил на него по злобе.
Вслед за тем в Петербурге арестовали человек двадцать и отправили в ножных кандалах в Москву. Всем жителям Петербурга объявлено было запрещение выезжать из города по московской дороге под опасением смертной казни.
В тот же день Петр послал Григория Скорнякова-Писарева за бывшею своею женою Евдокиею. Скорняков-Писарев привез ее в Москву и донес, что нашел ее не в монашеском, а в мирском платье. Этот человек, впоследствии сам испытавший горькую участь от Петра, угождая царю, давал советы хватать того и другого, чтоб открывать “воровство”. По его совету вслед за несчастною царицей потащили в Преображенский приказ целую толпу мужчин и женщин духовного и мирского чина.
Тогда открылось, что отверженная царица после долгого томления в монастыре, завела любовную связь с майором Степаном Глебовым — человеком женатым, уже немолодым и имевшим взрослого сына. Попались ее письма к этому человеку. Царица на допросе созналась в связи с ним. Сознался в том же и Глебов, но не хотел сознаваться ни в писании, ни в произнесении хульных слов на Петра и Екатерину, чего от него домогались. Улик не было. Сознания от него не добились ни посредством кнута, ни жжения горячими углями и раскаленным железом, и все-таки посадили на кол на Красной площади. Испытывая невыразимые мучения, он был жив целый день, затем ночь, и умер перед рассветом, испросивши причащение Св. Тайн у одного иеромонаха. Говорят, что Петр подъезжал к нему и потешался его страданиями. Тогда же колесован был ростовский епископ Досифей за то, что поминал Евдокию царицею, утешал ее разными вымышленными откровениями, гласами от образов, чудесными видениями и тому подобными суевериями, пророчил ей, между прочим, что она станет снова царицею, и Петр опять сойдется с ней. Казнили смертью духовника Евдокии, который был у нее посредником в сношениях с Глебовым; наказали кнутом нескольких монахинь, угождавших Евдокии. Саму Евдокию царь сослал в Староладожский женский монастырь, а сестру свою Марию Алексеевну приказал заточить в Шлиссельбург. Спустя несколько времени она была переведена в Петербург и оставлена в особом доме под надзором.
Во время страшного розыска по этому делу, происходившего в Преображенском приказе, государь 2 марта в сборное воскресение был у обедни. Здесь подошел к нему неизвестный человек и подал бумагу, в которой было написано следующее: “За неповинное отлучение и изгнание всероссийского престола царского Богом хранимого государя царевича Алексея Петровича христианскою совестью и судом Божиим и пресвятым Евангелием не клянусь, а на том животворящего креста Христова не целую и собственною рукою не подписуюсь; еще к тому и прилагаю малоизбранное от богословской книги Назианзина могущим вняти в свидетельство изрядное, хотя за то и царский гнев на мя произмётся, буди в том воля Господа Бога моего Иисуса Христа, по воле Его святой, за истину, аз раб Христов Илларион Докукин страдати готов. Аминь, аминь, аминь”.
Бумага, на которой подписаны были эти слова, были присяжным листом на верность новообъявленному наследнику престола царевичу Петру Петровичу. Этот присяжный лист раздавали во множестве экземпляров, приводя русских к присяге. Человек, подавший Петру эту бумагу, был подъячий Докукин. Его три раза подвергли жесточайшей пытке. Он никого не выдал, хулил Петра и Екатерину и кричал, что пришел добровольно пострадать за правду и имя Христово. Его колесовали. Но Петр понял, что между сторонниками его сына есть люди, о которых можно было сказать, что они не чета жалкому ничтожному царевичу и что они гораздо опаснее самого Алексея. “О, бородачи, бородачи! — восклицал тогда Петр в разговоре с Толстым. — Всему злу корень — старцы да попы! Отец мой имел дело с одним бородачом, а я — с тысячами!”
В изобилии лилась человеческая кровь за этого царевича, а он сам тешился уверенностью, что страданиями преданных ему людей купит себе спокойствие и безмятежную жизнь со своей дорогой Евфросинией. “Батюшка, — писал он к Евфросинии, — поступает со мною милостиво; слава Богу, что от наследства отлучили! Дай Бог благополучно прожить с тобою в деревне”.
18 марта Петр уехал в Петербург. С ним отправился и царевич. 12 апреля была Пасха. Царевич, явившись к мачехе с поздравлениями, валялся у нее в ногах и умолял ее ходатайствовать о дозволении ему жениться на Евфросинии. И это делалось после того, как его родная мать, публично опозоренная, была осуждена на увеличенное, тяжкое страдание!
Давно жданная Евфросиния наконец приехала в Петербург 20 апреля, но царевич не встретил ее и не обнял при свидании. Ее, беременную, засадили в Петропавловскую крепость и там задали ей вопросные пункты, кто писал царевичу во время его пребывания за границей, кого хвалил царевич, кого бранил, что о ком говорил.
Испуганная Евфросиния дала такое показание: “Царевич писал не раз цезарю жалобы на отца, писал письма к русским архиереям с тем, чтобы эти письма подмётывать в народе, постоянно жаловался на родителя, очень прилежно желал наследства, изъявлял радость, когда читал в курантах6, что брат его, Петр Петрович, болен, и говорил такие слова: “Хотя батюшка и делает то, что хочет, только чаю, сенаты не сделают того, чего хочет батюшка”. Когда слыхал о видениях и читал в курантах что в Петербурге тихо и спокойно, то говорил: “Тишина не даром, может быть, отец мой умрет, либо бунт будет. Отец надеется, что по смерти его вместо малолетнего Петра будет управлять мачеха, тогда бабье царство будет и произойдет смятение. Иные станут за брата, а иные за меня. Я, когда стану царем, то всех старых переведу, а новых наберу себе по своей воле. Буду жить зиму в Москве, а летом в Ярославле. Петербург будет простым городом, я кораблей держать не стану и войны ни с кем вести не буду, буду довольствоваться старым владением”. Когда услышал царевич, будто в Мекленбурге бунтует русское войско, то очень обрадовался”.
Евфросиния показала, что царевич из Неаполя хотел бежать в Рим к папе, но она его удержала.
Когда царевичу было предъявлено показание Евфросинии, он запирался. Но отец подверг его тайной пытке. Уже после смерти царевича осуждены были на казнь трое крестьян за то, что были свидетелями, как на мызе повели царевича под сарай и оттуда были слышны его стоны и крики. После таких мер царевич написал показание, в котором наговорил на себя столько, сколько даже не был вынужден говорить, например: “Когда я слышал о макленбургском бунте русского войска, как писали в иностранных газетах, то радовался и говорил, что Бог не так делает, как отец мой хочет, и когда бы так было, и бунтовщики прислали бы за мною, то я бы к ним поехал”. Он наговорил на многих государственных людей, притянул к делу киевского митрополита, заявивши, что он ему друг, что писал к этому архипастырю и просил всем сказывать, что царевич убежал от принуждения вступить в монастырь. Петр по этому показанию отправил Скорнякова-Писарева в Киев сделать у митрополита обыск и самого его препроводить в Петербург. Престарелый митрополит Иосиф Кроковский был отправлен в Петербург, но не доехал и умер на пути в Твери. Предание говорило, что его отравили.
Вынужденное пытками сознание царевича в том, что он готов был пристать к бунтовщикам, дало Петру повод не стесняться своим прежним обещанием помилования, данным виновному сыну. 13 июня Петр приказал нарядить суд из духовных и светских лиц и объявлял печатно, чтобы судьи вершили это дело “не флатируя и не похлебуя ему государю: не рассуждайте того, что тот суд ваш надлежит вам учинить на сына вашего государя, но не смотря на лицо, сделайте правду и не погубите душ своих и моей души, чтоб совести наши остались чисты в день страшного испытания и отечество наше безбедно”.
14 июня царевич был посажен в Петропавловскую крепость, а 17-го потребован в суд к допросу. Царевич оговорил своего дядю Авраама Лопухина и своего духовника Якова Игнатьева, будто последний, узнавши от царевича на исповеди, что царевич желает отцу смерти, сказал: “Бог тебе простит, и мы все желаем ему смерти”. Пытали Лопухина, расстригли и пытали три раза протопопа Якова. 19 июня пытали самого царевича и дали ему 25 ударов кнутом.
22 июня Толстой взял с царевича показание, в котором излагались причины его непослушания отцу. Показание это явно было написано так, как от него требовали. Он приписывал все своему обращению с попами, чернецами и ханжами, а в конце оговорил немецкого императора, будто тот обещал ему вооруженную помощь: “И ежели бы цезарь начал то производить в дело, как мне обещал, то я бы, не жалея ничего, доступал наследства, дал бы цезарю великие суммы денег, а министрам и генералам его великие подарки. Войска его, которые бы он дал мне в помощь, чтобы доступать короны российской, взял бы на свое иждивение и, одним словом сказать, ничего бы не пожалел, только чтобы исполнить в том свою волю”.
24 июня царевича снова подвергли пытке и дали ему 15 ударов кнутом. В этот самый день решился суд над ним. Духовенство дало уклончивый, но замечательно мудрый приговор. Выписав разные места из Священного Писания об обязанностях детей повиноваться родителям, оно предоставило на волю государя действовать или по Ветхому, или по Новому Завету. Хочет руководствоваться Ветхим Заветом — может казнить сына, а если хочет предпочесть учение Нового Завета — может простить его, по образцу, указанному в евангельской притче о блудном сыне, и в поступке самого Спасителя с женою прелюбодейницею. “Сердце царево в руце Божией есть; да изберет тую часть, амо же рука Божия того преклоняет!” Так сказано было в конце приговора духовных.
Церковь в лице своих представителей исполнила свое дело; она указала дух, в каком должна действовать мирская власть, признающая себя христианскою. Более ничего не могла сделать церковь, не имевшая никакого оружия, кроме слова, никаких побудительных мер, кроме указаний на слова и пример Спасителя.
Светский суд не сохранил своего достоинства в равной степени, в какой сохранило его духовенство. Светские судьи могли бы напомнить государю, что он дал свое царское обещание сыну через Толстого в Неаполе, что ему наказания не будет, если он возвратится. Сын поверил слову царя-родителя и теперь его можно было судить только в таком случае, когда бы он сделал что-либо преступное уже после своего возвращения в отечество. Но светские судьи так не сделали, во-первых, потому, что во главе их находился Меншиков, личный враг царевича, во-вторых, потому, что они желали угодить Петру и ясно видели, какого решения ему хочется. Царевичу был подписан смертный приговор сто двадцатью членами суда.
26 июня в 6 часов пополудни царевич скончался. Царь опубликовал об его смерти, что он, выслушавши смертный приговор, пришел в ужас, заболел недугом в роде апоплексии, исповедался, причастился, потребовал к себе отца, испросил у него прощения и по-христиански скончался. Этому описанию не все верили. Пошли слухи, что царевич умер насильственной смертью, но какою — неизвестно. Из книг “Гварнизона”, то есть Петропавловской крепости видно, что в день смерти царевича утром Петр с девятью сановниками ездил в крепость и там “учинен был застенок”, т.е. производилась пытка, но над кем, о том не говорится.
На другой день, 27 июня, была годовщина Полтавской битвы. Царь обедал на почтовом дворе, в саду, и вечером веселился. 29 июня государь праздновал свои именины, обедал в летнем дворце, присутствовал на спуске корабля, а вечером был фейерверк и веселый пир до глубокой ночи. Тело царевича, перенесенное из Петропавловской крепости, лежало в церкви св. Троицы. 30 июня, вечером, в присутствии царя и царицы, оно было предано земле в Петропавловском соборе, рядом с гробом покойной кронпринцессы. Траура не было.
Царевич гнил в земле, а дело его все еще продолжалось, и 8 декабря были казнены смертью обвиненные показаниями царевича духовник его Яков Игнатьев, дядя его Авраам Лопухин, камердинер Иван Большой-Афанасьев, Дубровский и Воронов. Других били кнутом и вырезали им ноздри.
Безусловные почитатели Петра видели в поступке с сыном великий подвиг принесения в жертву отечеству своего родного сына и оправдывали царя крайней необходимостью. В самом деле царевич Алексей был такой личностью, которая непременно, по своей бесхарактерности, сделалась бы орудием врагов Петра и всех его преобразований. Его отречение от наследства ни в каком случае не имело бы силы после смерти Петра, как бы государь ни распорядился престолом. Всегда бы нашлась могущественная партия, которая подвинула бы Алексея возвратить себе потерянные права, и тогда погибель грозила бы всем Петровым сподвижникам и всему тому, что Петр готовил для Русского государства. Но нельзя не видеть, что Петром руководили не только государственные виды, но и семейные побуждения. Он не любил Алексея, как сына ненавистной, отверженной им жены, и хотел доставить престол потомству Екатерины. От этого-то он стал налегать на Алексея настойчивее тогда, когда родился сын от Екатерины. Если бы у Петра не было такого побуждения, то, отрешивши Алексея от наследства, он мог бы назначить, по праву первородства, своим наследником внука, Алексеева сына, который был так же мал, как и рожденный через несколько дней после внука сын Петра, царевич Петр Петрович. Петр мог воспитать себе достойного преемника и в малолетнем внуке, как в малолетнем сыне. Чтобы оправдать свой поступок и придать ему законный вид, Петр установил закон, по которому царствующий государь может отдавать после себя престол кому угодно, мимо всякого права рождения. Несостоятельность и неудобоприменимость такого порядка вещей показалась в истории самого Петра. Ему пришлось умереть, не воспользовавшись изданным им же законом, не указавши после себя преемника престола.
Н.И. Костомаров, “Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей”, т. 1 — 7,
1873 — 1888.