Страницы Русской, Российской истории
Поиск
Помощь проекту ruolden.ru

Если Вам понравился сайт и Вы хотите помочь развитию проекта ruolden.ru, то это можно сделать

ЗДЕСЬ

Авторизация
Контактная форма

   

Краткая выписка о первобытных народах, в России обитавших, и о пришельцах, с ними соединившихся до составления Государства.

Какими народами в глубокой древности населена была та страна, в которой около половины девятого века возникло Российское Государство — ни кто не ведает; об отдаленном нашем Севере ничего не знали Греческие и Римские писатели.

Историческое время Севера начинается с открытия северных земель южными народами, а особливо с тех пор, как жители сих земель, приняв Християнскую веру, с нею вместе получили искусство писания.   Преподобный Нестор оставил нам географическия и этнографическия известия о состоянии Севера как до начала Русского Государства, так и при составлении онаго.

На пространстве земной поверхности между Балтийским морем и уральскими горами, и между Белым морем и пределами нынешней Слободской-Украинской губернии являются следующие первобытные народы (aborigenes): Чудь, Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочская Чудь, Пермь, Печера, Ямь, Угра (Югра), Литва, Симгола, Корсь, Лешгола, Либь.   Чудской народ обитал по берегам Балтийского моря, в нынешней Естландии и около Чудского озера.   Меря жили при озерах Ростовском и Клещине. Имя народа сего изчезло.   Мурома ныне также не существует.

Остались следы бытия народа сего в названии города.   Весь, по свидетельству Нестора, обитала при Белом озер. Ни народа, ни имени его не стало.   Мордва, народ единоплеменный Черемис и Чувашам, ныне обитающим над Окою, Волгою и далее к Востоку в Нижегородской, Казанской и Оренбургской губерниях.   Заволочская Чудь обитала от леваго берега Северной Двины до Карелии.

Нынешние Пермяки и соплеменные им Зыряне, для которых Св. Епископ Стефан в 14 веке перевел на их язык некоторые духовные книги, живут в Пермской губернии, по обеим сторонам Камы; но древняя Пермь, или Биармия, лежала, кажется, поближе к Белому морю она известна была Норвежцам и жителям острова Исландии, которые ездили в Биармию морем для торговли. Исландские писатели говорят много баснословнаго об идоле Пермского бога Иомалы и о великолепном его храм;

Печера. Имя народа сего ныне исчезло, а называется оным немалая река, впадающая в Ледовитое море. Удивительно, что Нестору известны уже были страны столь отдаленные.

Ямь. Полагают, что главной город сего народа был Яма близь Нарвы, наименованный от Петра Великого Ямбургом. По мнению. Господина Шлецера (Августа), Ямь то же что Ингры (Ижорцы), получившие название свое от речки Ингера (Ижоры), в Неву впадающей.

Угра (Югра). В Императорском титуле осталось имя сего народа. Он обитал в нынешней Архангелогородской губернии около реки Печеры.

Литва. Народ живущий в нынешних Литовских губерниях и в Прусской Литве.

Симгола, иначе Семигаллия, составляет часть Курландии.

Корс — Курландия.

Летгола то же что Летты и Латыши.

Либ; иначе Лев. Остаток сего народа, от котораго получила имя свое Лифляндия, и теперь еще обитает около Западной Двиныу, и отличается своим наречием от Латышей.

По свидетельству того же Нестора, в России обитали еще следующия племена, пришедшия от стран южныхъ: Поляне, Древляне, Новгородцы, Полочане, Кривичи, Дреговичи, Севера, Бужане, Радимичи и Вятичи.   Поляне жили над Днепром, где ныне Киев.   Древляне обитали между Киевом и Припетью, Города их были Коростень и Овручь.   Новгородцы, называвшиеся также Новгородскими Славянами и просто Славянами, жили близь Ильменя озера и по Волхову.   Полочане названы от реки Полоти, впадающей в Западную Двину.   Кривичи обитали между верховьями Волги, Двины и Днъпра. Город их был Смоленск.   Севера. Народ сей жил над Десною, Сеймом и Сулою.   Бужане жили по Бугу; иначе назывались они Дулепы; на их местах после явились Волыняне.   Радимичи и Вятичи переселилися из Польши. Первые обитали над рекою Сожею, вторые на берегах Оки.   Нестор говорит, что сии племена составляли часть Славянского народа; названия их подтверждают свидетельство Летописателя. Только о Кривичах он не дает нам сведения. Татищев говорит, что на Сарматском языке слово криве значит источник. Но какой язык разумеет он под Сарматскимъ? Латыши и ныне еще называют Русских Крееви.

Народы первобытные, о которых выше упомянуто, по различию употребляемых ими наречий, разделяющся на два класса, а именно на Леттов и Финнов. Итак до начала исторических времен, на пространстве, нынешнею Россиею в Европе занимаемом, являются три главные народа: Летты, Финны, Славяне.   Виды Леттов суть: Литовцы, Пруссы, Кури, и собственно так называемые Летты. Имена сих народов стали известны не ранее 10 го и 14 го столетий; но приморския места жилищ их известны были в глубокой древности. Сюда Финикияне ездили за янтарем.   Финны, многолюднейший народ, обитающий на великом пространстве в Европе и Азии. Виды его: Чудь (собственно Финны), Лопари, Есты, Ливы, Вотяки, Черемисы, Чуваши, Мордвины, Пермяки и Зыряне, Вогуличи, Кондийские Остякт, Угры (Маджары). Нет сомнения, что Меря, Мурома, Весь, племена переродившияся в Русских, принадлежали к Финскому народу, равно как и нынешние Башкиры, которые долго находясь под господством татар, приняли их язык и веру. Из древних Тацит, потом Птолемей упоминают о Финнах.   О Славянах Нестор сообщает нам следующия известия: они жили сперва по Дунаню в нынешней Венгрии и Булгарии. Будучи вытеснены Волохами, разошлись по разным странам, и поселились в Моравии, в Богемии, в Сербии, в Каринтии, в Польше, в Померании и в нынешней России.   Волохов почитают Римлянами, потому что некоторые Славянския племена, например Поляки, и теперь Влохами называют Италиянцов, и может быть потому что Немцы называли Римлян Валгами и Вельхами. Г. Шлецер (Август) нашедши у Длугоша, что Лонгобарды выгнали Славян из Паннонии, и разсудив, что имя Влахов является в Истории Византийской не ранее 1 столетия, почел было Несторовых Волохов за Лонгобардов; однакож после сам он отрицается от прежняго своего мнения, и разумеет под Волохами ныне сим именем называющийся многочисленный народ, живущий в Молдавии, Валахии, Седмиградской области и частию в Венгрии. Византийские писатели упоминая о Влахах, называют их и Даками, может быть потому, что Влахи суть остатки древних Даков.   Прежде всех упоминают о Славянах Монах ╤ордан и Сенатор Прокопий, жившие в шестом век по Р. X. Иордан, повествуя о произшествиях бывших до 376 года, говорит, что Виниды, Анты и Славяне суть один и тот же народ.

Прокопий упоминает о Славянах под 494 годом, когда они дали свободной пропуск через свою землю Ерулам, преследуемым Лонгабардами. Из сочинений тех же Историков видно, что Славяне по различию мест и племен имели разные названия, что кочевали между Дунаем и Вислою, и что Греки в старину называли их Спорами. По свидетельству Константина Багрянороднаго, они не имели над собою Королей, но каждое колено управляемо было старейшиною, и сих старейшин называли Супанами.   Не задолго до составления Русского Государства (869) Варяги изъ-за моря брали дань от Чуди, Славян, Мери, Веси и Кривичей. В то же время Поляне, Севера и Вятичи платили дань Козарам по белк от дыма.   Не один особенной народ назывался Варягами. Нестор говорит, что Варяги жили за морем, и что сие название было общее многим народам. Варяги суть то же что и Норманны, известные набегами своими из Швеции, Норвегии и Дании, и завоеваниями в Ирландии (795) в Андалузии (844), во Франции (911), в Неаполе (1029), и в Сицилии (1130). В истории Византийской весьма часто об них упоминается. Из Варяг составлена была Императорская гвардия; иногда употребляли их на службу в гарнизонах и в походах против неприятеля, Варяги ездили в Константинополь по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ильмненю, Ловати, потом по Днепру и по Черному морю.

Козары, которых Византийцы и Турками называли, народ весьма сильной, известны стали в 625 году, когда Император Ираклий соединился с ними прошив Персидского Царя Хозроя. Около половины седьмаго века они вышли из Азии в Европу, мало по малу овладели Крымом и прочими странами при Черном мор, и часто воевали с Византийцами и Печенегами. Греческие Императоры вступали в родственные связи с Козарскими Каганами (владетелями). При Доне или Донце, был город их Саркел, для построения коего, по прозьбе Кагана, присланы были из Греции от Императора Феофила работники, Великий Князь Святослав ходил войною против Козар (964), и завоевал город их Белую Вему (Саркел).

В 862 году Славяне, Чудь, Кривичи и Меря восстали против Варяг, прогнали их за море, отреклись платишь им дань и учредили между собою правительство. Скоро потом, по причин возникших безпорядков от несогласия, они принуждены были отправить посольство за море к Варяго-Руссам и просить для себя начальников.

Три брата, Рюрйк, Синеус и Трувор с семействами своими и многочисленною дружиною сперва прибыли к Славянам, потом избрали для пребывания своего Рюрик Старую Ладогу, Синеус Бело Озеро, Трувор Изборск. От тех пришедших Варяг Русская земля получила свое название; со времени пришествия их Новгродцы стали называться Русью.

Кто же были сии Варяго-Руссы? Из слов Нестора видно, что Варяги суть род, Руссы — вид, и что они обитали за морем. Вот доказательства, что сии Руссы были не Финны, не Пруссы и не Славяне:

  • Финны и Естландцы под именем Руоцы, Роотси, разумеют Шведов;
  • одна приморская в Швеции провинция называется Рослаген;
  • в Бертинской Летописи написано, что в 839 м году, вместе с послами Константинопольского Императора Феофила, к Императору Франков Лудовику Кроткому пришли люди, которые называли себя Росами;
  • по изследовании открылось, что они принадлежали к тому народу, которой в Германии известен был под именем Шведов.

Константин Багрянородный говоря о Днепровских порогах, упоминает названия их Славянския и Русския. Найдено, что имена порогов, которые Константин выдает за Русския, суть Скандинавския.

К.
«Вестник Европы». Часть XLVII, No 19, 1809