Страницы Русской, Российской истории
Поиск
Помощь проекту ruolden.ru

Если Вам понравился сайт и Вы хотите помочь развитию проекта ruolden.ru, то это можно сделать

ЗДЕСЬ

Заранее благодарны!

Авторизация
Контактная форма

   

Борис Федорович Годунов (в иночестве Боголеп), царь и великий князь всей Руси,  потомок татарского мурзы Чета, сын царедворца Федора Ивановича Годунова от брака со Степанидой Ивановной (в иночестве Снандулия), известной только по имени.

Борис Федорович Годунов (в иночестве Боголеп)

Родился (где — неизвестно) около 1551 г.; взращенный в хоромах царя Ивана IV Грозного, состоял при втором саадаке (приборе вооружения  луком  и стрелами)   царском  в походе  до Серпухова в  1570 г.; был дружкой невесты на третьей свадьбе Ивана  IV в 1571 г.; находился рындой при царевичах Иване и Федоре в шведском походе 1572 г.; сделан царским кравчим (шенком) и выиграл местническую тяжбу с боярином Василием Ивановичем Сицким в 1578 г.;

сопровождал царя в Новгород и Псков в 1579 г.; пожалован саном боярским и на седьмой свадьбе царя Ивана IV был дружкой невесты в 1580 г.; подвергался большой опасности, засторонивая собою цесаревича Ивана от остня родительского, и сильно изранен царем 15 ноября 1581 г.; больной и лечимый Строгановым, «купецкого чина человеком», посещен и обласкан царем в 1582 г.; по завещанию Ивана IV назначен 10 марта в состав пятичленной думы при молодом Федоре I, зяте своем, которым 31 мая, и лень коронования Федора, возведен в сан конюшего с званиями ближнего великого боярина, наместника царств Казанского и Астраханского в 1584 г.;

примирился с князьями Шуйскими, врагами своими, и назвался сыном князю Ивану Федоровичу Мстиславскому, первейшему боярину, которого он признал своим отцом м 1585 г.; сведав о замысле на свою жизнь и участие в нем старца князя Мстиславского, устроил невольное пострижение названного игца в монахи в 1586 г.; влиянием своим положил начало измерения и переписи земель, по крайней мере в Двинской области и на Волге, и 1587 г.; от излишней набожности потерял сына, пока единственного, велев его, больного, носить зимой в церковь (Василия Блаженного) и там поить святой водой, в 1588 г.;

убедил царя Федора I учредить на Руси патриаршество в 1589 г.; находился при царе ближним, или дворцовым, воеводой в шведском походе 1590 г.; разбил под самой Москвой (на месте, где теперь Донской монастырь) Казы-Гирея, хана крымского, и награжден саном слуги, важнейшим гюярского, 4 июля 1591 г.; именуясь в наказах послам «начальным человеком в земле (русской), ему приказанной», жестоко отомстил обвинявшим его в приводе, будто бы, Казы-Гирея к Москве в 1592 г.;

сам ездил в Смоленск закладывать каменные укрепления города и 1596 г.; получил официально от императора Рудольфа II с послом бурграфом Доной, особые от царских, подарки себе и сыну своему, впоследствии царю Федору II, в 1597 г.; по смерти царя Федора I и отречении от престола вдовы его, царицы Ирины (см. 109), избран в цари Москвой 21 февраля; явился из Новодевичьего монастыря (где был при сестре) в Кремль один выслушать  первые  поздравления  26 февраля;  имел  торжественный въезд в Москву с семьей 30 апреля;

выступил из Москвы к Серпухову на крымцев 2 мая; там, вместо битвы, дал пир всему войску и по возвращении в Москву коронован 1 сентября 1598 г.; утешил Москву зрелищем церемониального въезда пленной семьи Кучума, царя сибирского, в 1599 г.;

заключил 22-летнее перемирие с Польшей, послал в Германию за профессорами для предположенного  им  университета,   выстроил   колокольню  Ивана  Великого  в Москве, заложил города Туринск и Царицын, но потерял г. Тарки, отнятый у русских воевод турками, и заявил себя невыгодно для современников и потомства пристрастно жестоким гонением  всей семьи бояр Романовых в 1600 г.;

завязав тесную дружбу с Данией, разрешил  крестьянам владельцев  мелкопоместных  переходить от одного господина к другому (Юрьев день) по-прежнему, в 1601 г.; мирным  договором  с  Крымом,   вошел  в  сношения  с Тосканой   и   Флоренцией,   отправил   несколько   молодых  русских учиться за границу, но среди страшного голода, пустошившего Русь, должен был выслать воевод против разбойника Хлопки, пораженного и захваченного под самой Москвой, в 1602 г.;

получил от Абас-шаха персидского, «златый трон древних царей персидских», а также и первые вести об иноке, именующем себя царевичем Дмитрием, сыном царя Ивана IV, в 1603 г.; не только удостоверился в справедливости вестей о так называемом Лжедмитрии, но увидел себя вынужденным посылать против него войска и тревожно ожидать результата битв и осад, происходивших с переменным счастием, в 1604 г.; узнал об измене ему всей южной половины Руси и, снедаемый горем, умер в Москве скоропостижно 13 апреля 1605 г.

Тело его, погребенное первоначально в московском Архангельском соборе, перед вступлением в Москву так называемого Лжедмитрия было позорно вытащено из собора сквозь нарочно проломанное в стене отверстие и зарыто, вместе с телами жены и сына, на погосте бедного Варсонофьевского монастыря (ныне церковь Вознесения в Москве, между Сретенкой и Рожественкой), откуда, уже в царствование Василия Шуйского, все три гроба Годуновых перенесены в Троице-Сергиев монастырь, где и преданы земле под каменной палаткой, стоящей отдельно, подле Успенского собора нынешней лавры.

Царь Борис Годунов был женат на Марфе Григорьевне Скуратовой-Бельской, дочери известного опричника Малюты, любимца Ивана IV Грозного, и имел от нее двух сыновей, в том числе царя Федора II, да одну дочь, злосчастную Ксению.

Алфавитно-справочный перечень Государей Российских и замечательнейших особ их крови.
М. Д. Хмыров, Москва, 1870 год.