Глава X
Правеж – спутник кабака
Прыжов И. Г.
История кабаков в России в связи с историей русского народа.
Казань., 1914.
За корчемство установлены были самые жесткие наказания. По Уложению 1649 года, с тех людей, у кого корчму вымут, правили от 5 до 20 рублей, а на питухах (кто пьет) от полтины до рубля; кроме того, их били кнутом и пытали. В 1654 году брали пеню с правежом по 10 рублей и по торговым дням били кнутом нещадно. В 1699 году велено было “всякое неявленное и продажное питье, и суды винные, котлы, и кубы, и горшки, и трубы вынимать с понятыми, да с тех, у кого питье вымут, и с питухов имать великаго государя заповеди, за первый привод по 25 рублей, и на питухах по 2 рубля, и давать их на крепкия поруки, чтоб им впредь вина не курить; а кто приведен будет во второй раз, пени брать по 50 рублей, а на питухах по 4 рубля с человека, да им же за то учинить наказание — бить кнутом, и отдавать на крепкия поруки; а буде кто приведен будет в третьи, пени имать 100 рублей с человека и, бив их кнутом, ссылать в низовые сибирские городы, куда пристойно, или сажать на пашню или на работу, а на питухех пени имать втрое”.
За извет в корчемстве давали из описных поместий, и вотчин, и из дворов, и из животов четвертую долю или со всякого ведра по 10 алтын, а за посуду с пуда меди по две гривны. В 1681 году положено было, чтобы с тех сел и деревень, где корчма объявится, брать с крестьян и бобылей, которые в тех селах и деревнях живут, а на соседей не известят, по рублю с крестьянского и бобыльско-го двора, с десяти дворов того десятка, где открывалось корчемство, и чинить десятским и тому десятку жестокое наказание, а корчемников ссылать на Яик, в Сибирь или в иные дальние города на пашню. Помещикам и вотчинникам велено доносить на крестьян в корчемстве; но если бы крестьянин стал говорить на помещика, то его оговорам не верить.
Приводным людям чинили жестокое наказание, били их кнутом и ссылали их в ссылку. Крестьян боярских, уличенных в корчемстве, бив кнутом, отдавали назад господам, которым вменялось в обязанность строго смотреть за поведением своих людей. Если же они попадались в другой раз, то с господ взыскивалось 10 рублей пени, а крестьяне, после наказания кнутом, оставались в тюрьме до государева указа. У крестьян за корчемство отсекали руки.
Вся тяжесть корчемных выемок ложилась на народ, ибо знатные люди, изобличенные в корчемстве, платились только своими вотчинами, а от правежа были освобождены — тогда как все остальные должны были идти на правеж. Правеж, заимствованный от татар, распространен был по всему Московскому царству и служил в разных случаях орудием казни и денежных взысканий и средством мести и насилия. Иван Васильевич в Новгороде бьет на правеже монахов и монахинь; Годунов, сделав начет на дьяка Смирнова, выводит его на правеж и засекает до смерти; Горн бьет на правеже хутынского архимандрита Киприана; архимандрит Леонид (1512) ставит на правеж своих певчих за то, что они не ходят в церковь; на правеже, по новому судебнику, бьют воров; московские послы на правеже вымучивают запасы и подводы; посредством правежа сбирают подати, и вот целые волости, осужденные на правеж, нанимают людей, которые бы стояли за волость на правеже.
На правеже присутствуют праветчик и воевода, и люди, согнанные на правеж, говорят воеводе с большим невежеством, чтоб на них не правил, а иногда взбунтуются, разбегутся с правежа, отобьются от приставов и пойдут на двор к воеводе, грозясь ему всякими неподобными делами, а посадский и всеуездский староста кричат: “Ты, воевода, вор, а вы править не смейте!”
Но правеж укоренялся более и более, и к нему, как к конечной цели, после различных тревог сходились все жертвы питейного дела. На правеже стояли головы и целовальники, и выбиравшие их мирские люди, с которых правили недоборные деньги; тут были и самые жертвы кабаков — кабацкие пьяницы, с которых правили долговые напоиные деньги, и тут же ждали своей участи тысячи мужиков, сваривших к празднику пивца, — это корчемники, с которых правили корчемные пошлины.
На правеж гнали всех, и светских, и духовных, гнали их целыми селами, деревнями, с которых нещадно правили деньги. В 1618 году велено было белозерским властям производить из кабацких сборов содержание шведским послам, но белозерцы отвечали: “А на Белоозере, государь, только и питья, что на твоем государевом кабаке вино да пиво, а медов, государь, на твоем государевом кабаке не держим; а посадские многие тяглые люди с правежов разбеглись, а на достальных правим мы, холопы твои, хлебных и за кабацкие дворы, и кабацких же недоборных денег, по твоим государевым грамотам, 970 рублей 11 алтын с деньгой; да из Ямского приказа недельщики правят на них же ямских денег 683 рубля 11 алтын с деньгой; да с патриаршего двора сын боярской Григорий Малыгин правит на них же запросных денег 200 рублей. А правим мы, холопы твои, твоих государевых всяких доходов через весь день от утра и до вечера”.
Особенной ревностью в правеже отличались монастырские приказчики. Стрелец Семен Иванов, служивший в Троице-Сергиевой лавре сборщиком податей, 6 мая 1679 года, напившись пьян, приехал в монастырскую деревню править поворотные деньги, и, собрав мир и сборных целовальников, поставил их на правеж, и целовальника, Моисея Федорова, стал бить поленом без милости, и, сбив его с ног, “влежач”, обходя кругом, всего избил до самого увечья; причем говорил: “Дай мне полведра вина, а не дашь — прибью до смерти, не что-де мне не сделаешь”. Избив его, он украл у него рубль денег. Целовальники жаловались Троице-Сергиевой лавре. Был сделан обыск, все подтвердили показания целовальников, и монастырский собор решил: “А как бы они, крестьяне, не чинились сильны, и платежи платили, тогда бы и посыльщиков не посылали, и на правеже б крестьяне не стояли”.
Правеж совершался следующим образом.
Являлись стрельцы с батогами, брали несостоятельного должника, и босого ставили у приказа перед приездом туда судей, и отпускали не прежде их выхода. Праветчик, стоя возле должника, бил его по голой ноге без всякого милосердия, как свидетельствует Флетчер: “Flagris baculis que per suras et crura pedum graviter absque ulla misericordia caeduntur…” По словам Маскевича, перед разрядом всегда стояло по утрам больше десяти таких праветчиков, которые, разделив между собой виновных, ставили их в ряд и, начав с первого, били тростью, длиной в полтора локтя, поочередно ударяя каждого по икрам и таким образом проходя ряд от одного края до другого. За расправой наблюдал судья, глядевший из окна. Расправа производилась ежедневно, кроме праздников, от восхода солнца до десяти или одиннадцати часов утра, и каждый должник подвергался правежу по часу в день, пока не выплачивал долга, и велено было держать его на правеже не долее месяца.
Правежи отсрочивались по случаю поминовения царей, цариц и царевен. Но, невзирая на закон, устанавливавший срок правежу, иногда били должников “через весь день от утра и до ночи”. Издатель записок Желябужского справедливо замечал, что сначала, вероятно с примера татар, несчастных должников терзали до тех пор, пока они не издыхали, а поэтому московский царь, внося правеж в русское право, делал оговорку, что должники — дворяне и бояре — могли выставлять на правеж вместо себя людей своих. Что же касается до нещадного бития батогами, то Нейбауер описал его так: батоги, жидкие палки длиной в аршин, берут служители в руки, раздевают человека, кладут его наземь, садятся ему на руки и на ноги и бьют его палками до тех пор, пока двадцать или тридцать из них не изломаются; потом наказываемого переворачивают и бьют его по животу, наконец по бедрам и по икрам. Наказанных батогами отвозили в телегах. Олеарий, бывший в Москве в 1633 и 1639 годах, приложил к описанию своего путешествия картинку, изображающую правеж и битье батогами и кнутом. Картинка эта, перепечатанная с издания Олеария 1656 года в книге Тромонина “Достопримечательности Москвы”, изображает московский Кремль, перед которым обширная площадь и на ней множество людей, которых, по словам того же Олеария, “бьют по коленям гибкими палками, толщиною в мизинец, так сильно, что несчастный, изнемогая от жестокой боли, испускает громкие крики и стоны; или же бьют кнутом по обнаженной спине, спустив руки несчастного на шею палача, а ноги вытянув за привязанную к ним веревку”.
От кнута больше всего доставалось корчемникам, и казнь над ними совершалась, по словам Олеария, следующим образом: “Тем, кого уличат в запрещенной продаже нюхательного табаку, привешивают на шею пачку табаку, а занимающемуся запрещенной продажей водки — фляжку с водкой, и таким образом водят попарно от площади до Кремля и обратно в сопровождении двух помощников палача и все это время бьют кнутом”.
Народ крепнул от правежей, и бывали люди, которые умели отстаиваться на правеже и денег не платили; для таких праветчики имели наказ: “Если посадские на правеже начнут отстаиваться и денежный доход платить не станут, у таких дворы их, лавки и имения отписать на великого государя”.
Народ не забыл этого правежа и до сих пор еще поет о нем в песнях:
Били добраго молодца на правеже.
На Жемчужным перехрестычке,
Во морозы, во хрешшенские,
Во два прутика железные.
Он стоит, удаленькой, не тряхнется,
И русы кудри не шелохнутся,
Только горючи слезы из глаз катются.
Уж как бьют-то доброго молодца на правеже,
Что на правеже его бьют,
В одних гарусных-то чулочках без чеботов;
Правят с молодца казну да монастырскую.
Правеж жил рядом с кабаком до самого XVIII века. Указом 1717 года велено бить всех людей, находившихся под взысканием по откупам, по питейным сборам, а если они помрут, то поручителей по ним, жен их и детей, на правеже не держать, а отсылать их всех на каторгу. Но правеж все-таки не прекратился. При Бироне, когда недоимки возросли до нескольких миллионов, тогда, по словам Болтина, лучших людей забирая под караул и каждый день ставя разутыми на снег, били по щиколоткам и по пяткам палками: сие повторяли ежедневно, пока не выплатят всю недоимку.
По деревням, продолжает он, слышен был стук ударов палочных по ногам, крик сих мучимых и плач жен и детей, томимых голодом и жаждой. Даже при Екатерине казенные деньги, растраченные казначеями, взыскивались посредством правежа.